Советы родителям, как быстро научить ребенка стоять без опоры
Каждый ребенок — личность уже с рождения. Он растет и развивается, каждый день осваивая новые маленькие и большие навыки.
Каждое умение малыша — это его достижение, которое происходит зачастую, когда ребенок сам готов постичь новое.
Научиться переворачиваться, ползать, стоять — все это предстоит маленькому человеку.
Родители не должны пытаться ускорить какой-либо процесс или подогнать его под среднестатистические нормы, но они могут помочь своему чаду развиваться физически, используя различные методики и техники.
В среднем, малыши пробуют встать с опорой в 7-9 месяцев.
Первые пробы происходят со становления на коленки, после чего ребенок пробует подняться.
Отпустив руки, малыш зачастую сразу же приземляется на ягодицы, но продолжает проявлять упорство в освоении нового навыка.
[attention type=yellow]Некоторые дети могут сразу опробовать передвигаться вдоль устойчивой основы, за которую они держаться.
[/attention]Освоить вертикальное положение – задача не из простых.
Ребенок прилагает максимальное количество усилий, чтобы добиться результата. И это, является своеобразной разминкой для детского тела, которая также носит развлекательный характер.
Однозначных норм для понимания оптимального возраста ребенка для осуществления подъемов, принятия вертикального положения с упором на стопы, не существует. Некоторые дети могут встать в 7 месяцев, а некоторые в 10. Это не будет являться каким-либо отклонением в здоровье ребенка, поскольку каждый малыш индивидуален в своем развитии.
Если ребенок встал слишком рано или поздно – хорошо это или плохо?
Развитие каждого малыша индивидуально. Говоря о попытках ребенка самостоятельно вставать, можно выделить несколько этапов:
- 6 месяцев — подъем в этом возрасте считается ранним, но не критичным. Когда ребенок самостоятельно проявляет интерес и попытки встать на ноги, а его физическое здоровье оценивается педиатром как нормальное, то соответственно, ничего плохого в таких попытках встать на ноги нет;
- 7-9 месяцев — оптимальный период, в который большинство детей осваивают навык самостоятельного вставания с опорой;
- после 1 года. Подъемы в этом возрасте не рассчитываются как критичные или поздние, если здоровье ребенка соответствует нормам.
Каждый этап является составляющей детского развития, фазой через которую проходит каждый малыш.
Важно! Опасными ранние подъемы считаются в возрасте 4-5 месяцев. Врачи настоятельно не рекомендуют поощрять эти действия, а наоборот отвлекать от них ребенка. В этом возрасте костная система не является развитой и готовой к подобным нагрузкам.
Создание условий для ходьбы
Для освоения одного из непростых, но очень интересных для маленького человека навыков – ходьбы, родители могут использовать такие подходы:
- Не водить ребенка за руки. Подобное действие значительно снижает потребность у крохи в самостоятельном передвижении, соответственно задерживает развитие самостоятельной ходьбы. На улице ребенка можно поддерживать в области таза – страхуя от неправильных падений. Дома следует дать ребенку полную свободу перемещения вдоль опоры, делая пробные первые шаги, стимулируя любимыми вещами или игрушками.
- Не использовать приспособлений, которые обусловливают искусственное вертикальное положение тела – ходунки или прыгунки.
- Снизить время пребывания ребенка на руках. Обеспечить ему больше игр на полу ил в манеже.
- Давать возможность самостоятельного перемещения в пространстве. Здесь очень важно обезопасить помещение, сделать его просторным и свободным, чтобы у крохи не возникало никаких препятствий в перемещении.
- Практиковать гимнастику для малыша, который умеет стоять у опоры. Если ребенок уже освоил этот навык, можно учить его присаживаться, брать игрушки с пола и снова подниматься.
- Меньше страховать ребенка. Нормальным является падение ребенка на ягодицы при попытках осуществить первые шаги или встать. Родителям нужно быть готовым к тому, чтобы подстраховать ребенка, но постараться обеспечить условия в которых подобное падение не вызовет болезненных ощущений. К примеру, место, где ребенок может стоять, опираясь на что-то можно застелить мягким покрытием из EVA материала. Так ребенок сможет ходить босиком, поскольку пол становится теплым, а случайное падение не будет травматичным.
- Приобрести ходунки-каталку или ходунки-тележку. В отличие от разрекламированных ходунков, которые не рекомендуют педиатры, данные ходунки не поддерживают корпус ребенка и не нарушают его балансирование во время ходьбы. Подобная вещь послужит игрушкой и опорой, толкая которую ребенок сможет делать свои первые шаги не боясь упасть.
Справка! Согласно рекомендациям ведущих педиатров, первые шаги малыша по дому не должны сопровождаться какой-либо обувью. Лучше всего обеспечить безопасность передвижения в помещении и позволить крохе передвигаться босиком.
Во сколько месяцев начинает пытаться встать
При желании, родители могут помочь крохе научиться стоять с помощью нескольких приемов, выполнять которые следует систематически.
Способы:
На четвереньках
Наиболее эффективным упражнением является упражнение с валиком. Валик необходимо подложить под животик карапуза. Малышу будет неудобно, и он инстинктивно подогнет локти и коленки.
Валик можно использовать, подкладывая под грудь ребенка. Это позволит укрепить вестибулярный аппарат, стимулируя малыша крутиться и тянуться руками к родителям и интересным вещам.
Справка! Ребенок может быстрее освоить позу на четвереньках, наблюдая перед собой наглядный пример. Здесь помогут ситуативные игры на полу с мамой или папой, где они будут ползать или стоять на коленях, опираясь на руки.
На ножках с опорой и без
Также ребенка можно научить стоять, сначала у опоры, потом и без нее. Как вариант подойдет современный игровой манеж, в котором обычно имеется несколько специальных колечек- держателей, держась за которые ребенок самостоятельно учиться вставать.
Подручным средством часто выступают бортики детской кроватки, с помощью которых ребенок также может освоить этот навык.
Существует целый ряд различных упражнений, с помощью которых встать на ноги для ребенка будет легко и увлекательно.
Упражнения
Освоив возможность вставать, можно дать малышу повод использовать этот навык как можно чаще. Делать это можно с помощью некоторых упражнений. Они укрепят мышцы, научат стоять без опоры, подтолкнуть сделать первые шаги.
Занятия:
- Со сменой опоры. Когда малыш уверенно научится подниматься, опираясь на привычную ему основу (на уровне талии), можно заменить барьер на более высокий (на уровне груди).
- Во время того, как ребенок стоит, держась за опору ему можно предложить одну из любимых игрушек. Таким образом, ребенок будет держать руками игрушку, выполняя с ней различные манипуляции, опираясь животом, а не держась руками.
- Приседания. Из положения стоя, ребенка можно научить садиться. Для этого лучше всего использовать предмет, который вызывает явный интерес у ребенка, располагая его рядом со стоящим крохой. Ребенок будет тянуться, пытаться присесть. Родителям необходимо поддерживать чадо в такие моменты.
- Потягивания и перемещения. На стеллаж или другое приспособление с полками разной высоты, на которые ребенок может опереться или за которые может держаться, расставить различные предметы или игрушки. Таким образом, малыш будет тянуть вверху руку, и пытаться приподняться, держась только одной рукой. Данное упражнение послужит в качестве гимнастики для укрепления мышечного корсета и мышц ног.
- Собрать игрушки. Ребенка следует поставить у низкого столика, вокруг которого разложить любимые игрушки. Крохе следует предложить игрушки собрать и положить на стол.
- Поймать мяч. Рядом обычно используемой ребенком опорой, подвесить мяч так, чтобы он размещался на уровне колен ребенка. Ребенок будет учиться балансировать, перенося вес с одной ноги на другую, пытаясь буцать подвешенный мяч.
- Доска для баланса. Занятия с поддержкой можно проводить на специальной балансировочной доске.
Дополнительно родители могут использовать некоторые приемы, которые будут стимулировать ребенка стоять без опоры, почувствовать себя увереннее и сделать свои первые шаги:
- Упражнение с фитболом. Мяч для гимнастики должен быть не сильно надутым, чтобы попа ребенка слегка «проваливалась». Родитель сажает малыша спиной к себе и раскачивает его, держа за корпус так, чтобы ножки доставали до пола. Упражнение поможет развитию координации, научит ребенка балансировать и держаться.
- Посадив ребенка на корточки, спиной к себе, поддерживая за корпус осуществлять покачивающие движения взад-вперед. Так ребенок освоит балансирование и привыкнет стоять самостоятельно, что позволит сделать первые шаги.
- Любимая игрушка. Это своеобразное упражнение построено в форме игры. Для его выполнения понадобиться любимая игрушка малыша, которую можно положить на определенное расстояние от крохи, тем самым побуждая его сначала доползти до нее, а потом предпринять действия, чтобы достать. Разместить или передвигать игрушку лучше всего к мягкой мебели, о край которой можно опереться, чтобы встать. С помощью этого упражнения ребенок поймет, как можно стоять самостоятельно.
Справка! Удачным приспособлением для физического развития малыша являются детские спортивные комплексы, использовать которые возможно уже с 6-ти месячного возраста. Безопасная конструкция, множество перегородок, горки, дополнительные приспособления станут интересным и увлекательным способом для малыша вставать, стоять с поддержкой и без, сделать свои первые шаги.
Массаж для укрепления мышц
Для развития, укрепления мышц суставов, можно использовать технику массажа. Главное учитывать, что никаких болезненных ощущений у ребенка не должно возникать во время массажа.
Скользящие шаги
Необходимо охватить рукой голень ребенка так, чтобы большой палец находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней. Ногу ребенка нужно выпрямить, слегка встряхнуть. Снова согнуть так, чтобы пятка скользила по поверхности, не отрываясь от нее. Такой массаж делается поочередно для обеих ног по 6 раз на каждую.
Сгибание и разгибание
Малышу необходимо дать команду сгибать и разгибать ноги. Цикл составляет 6 раз. В дальнейшем можно немного усложнить упражнение, создавая для ребенка барьер в виде каждой ладони. Таким образом, ребенку нужно будет толкать руки взрослого, прилагая усилия. Сгибания повторить 7 раз.
Массаж спины
- Положение лежа на животе.
- Осуществлять поглаживания по спинке ребенка.
- Ладонями и кончиками пальцев сделать круговые растирания.
- Вернуться к поглаживаниям.
- Ребрами ладоней проводить по спине ребенка.
Ответная реакция кожи при этом – легкое покраснение.
- Снова вернуться к поглаживанию.
- «Пощипать» длинные мышцы спины и ягодицы.
- Делать круговые поглаживания.
Цикл состоит из 3-х повторений.
Массаж живота
- Исходное положение малыша – лежа на спине.
- Круговыми поглаживаниями начать массаж.
- Поглаживать косые мышцы живота.
- Кончиками пальцев осторожно растереть живот.
- Вернуться к поглаживаниям.
- «Пощипать» вокруг пупка.
- Закончить массаж несколькими круговыми поглаживаниями.
Цикл также состоит из 3-х раз.
Самым главным для родителей должен оставаться комфорт в ощущениях малыша, его психологическая готовность начать какие-либо действия. Комплекс гимнастических упражнений, массаж могут послужить отличным стартом для укрепления физического здоровья ребенка.
Полезным также будет и грудничковое плаванье, которое тренирует вестибулярный аппарат и укрепляет мышечный корсет. В любом случае вся физическая активность будет только плюсом для крохи, принося ему новые эмоции и ощущения.
Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/nauchit-stoyat.html
10 вопросов детскому ортопеду: о чем не подозревают родители
Сразу после появления малыша на свет проверяют, нет ли у него дисплазии тазобедренных суставов или врожденного укорачивания бедер или голеней. Если неонатологи пропустили дефекты, то ортопед или хирург на диспансеризации в 1 месяц исправят ситуацию.
Но и сама мама должна обратить внимание на важные признаки: если кроху положить на спинку, а затем согнуть его ножки, чтобы стопы ребенка встали на пеленальный столик, то колени должны быть на одном уровне.
Несимметричные складочки под ягодицами и на бедрах тоже стоит обсудить с врачом.
Выход. Фиксирующие шины-распорки, подушки и стремена, установленные до 6 месяцев, должны устранить дисплазию тазобедренных суставов, а операция удлинит укороченные части.
2. Куда смотрят коленки? Косолапость у детей
Косолапость у ребенка может быть серьезной проблемой и временным явлением. В первом случае стопа ребенка (одна или обе) и голеностоп повернуты внутрь сильно, почти на 90°. И заметить эту особенность можно почти сразу после рождения. Вторая ситуация абсолютно естественна, к 2 годам исправляется сама собой, но иногда процесс затягивается до 3–4 лет.
Выход. К лечению сильной косолапости у ребенка приступают с 2-недельного возраста. Обычно практикуют массаж и лечебную физкультуру. Если через полгода нет результата, задумываются об операции.
3. О или X?
У некоторых детей до 3–4 лет при ходьбе ножки расположены буквами О, Х или оба колена смотрят в разные стороны.
Важно следить, чтобы после двух лет эта особенность не усугублялась, не возникали боли в суставах и дискомфорт при ходьбе.
Окончательно приспособиться к жизни в вертикальном состоянии ребенку удается лишь к подростковому возрасту, а это значит – все, что происходит до того, укладывается в понятие нормы.
Выход. В любом случае не помешают консультации у специалиста раз в полгода, массаж и лечебная физкультура.
4. Некрепкая опора: плосковальгусная или варусная стопа у ребенка
Диагноз «плоскостопие» врачи ставят не раньше 5 лет, а до того используют термины «плосковальгусная стопа» – стопы сильно «заваливаются» на внутреннюю часть, и «варусная» – опорой служат внешние края. Первая деформация может перерасти в плоскостопие у ребенка.
Малышу становится трудно подолгу ходить пешком, а его новая обувь всего за 1–2 месяца стаптывается с внутренней стороны.
Вторая ситуация к плоскостопию у ребенка никогда не приводит, но повышенную нагрузку на суставы ног и позвоночник тоже дает, оборачиваясь как минимум сутулостью.
Выход. При своевременной коррекции с помощью физиотерапии дефект чаще всего удается устранить за несколько лет.
5. О чем расскажет походка ребенка?
Есть несколько неправильных вариантов походки у детей. Один – ребенок опирается на носочки, приподнимает и выворачивает наружу пятки, немного сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, сводит бедра.
Второй опознают по приволакиванию правой или левой ноги, а также согнутой и прижатой к туловищу с той же стороны руки.
При следующем походка у ребенка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей, например, высоко поднимаются колени, а стопы «пришлепывают».
Выход. При любом отклонении от нормы следует показать кроху хирургу, ортопеду и неврологу. Большинство из перечисленных особенностей связаны со сбоями в развитии головного или спинного мозга и требуют своевременной корректировки.
Совет врача
Если вы заметили, что малыш безо всяких видимых причин (неудобная обувь) начал хромать, подволакивать ногу или принимать несвойственные ему позы, когда сидит, лежит или стоит, срочно обратитесь к специалисту – хирургу или ортопеду.
То же самое следует сделать, если припухли и стали горячим на ощупь суставы. Иногда простуды и грипп вызывают воспаление в опорно-двигательной системе. И успешное выздоровление зависит от того, насколько быстро начато лечение.
Пока ребенок не пройдет обследование, важно свести к минимуму нагрузку на больную ногу.
6. У ребенка потеют ноги
У малышей до 5 лет такое отклонение объясняется неразвитым механизмом теплообмена. Но есть и другие причины того, что у ребенка потеют ноги, например, слишком теплая или не пропускающая воздух обувь, колготы и носки из синтетической ткани. Глисты тоже вносят свою лепту.
Для выведения продуктов жизнедеятельности паразитов организм задействует все системы, в том числе и потоотделительную. А еще обильный, пахнущий как у взрослого, выступающий по всему телу, и на ногах в том числе, пот может быть признаком неправильной работы щитовидной железы.
И без консультации с эндокринологом проблему не устранить.
Выход. Народная медицина предлагает много методик лечения потливости ног у детей – ножные ванночки с настоями из коры дуба, шалфея, череды, закаливание (хождение босиком, обливание холодной водой), массаж ног, различные мази и присыпки.
7. Боль в икрах
Родителям необходимо уделять должное внимание жалобам детей на боли в нижних конечностях, расспрашивать, где конкретно и что происходит, отслеживать изменения в походке ребенка. Большая часть жалоб объясняется ушибами и растяжениями во время активных игр.
Меньшая – становится следствием неравномерного роста костной и мышечной тканей. Зоны более интенсивного развития опережают отстающие, вызывая в них дискомфорт. Пятая часть детей испытывает боль в ногах вечером. Кровь хорошо циркулирует в дневное время, но ночью кровоток снижается, и возникает боль.
Легкий массаж должен снять неприятное ощущение.
Выход. Как только ребенок сообщил о болях в ногах, необходимо его осмотреть. Обратите внимание и на общее самочувствие, аппетит, температуру тела, настроение. Однако не все случаи так безобидны, и лучше обсудить ситуацию с врачом.
8. Ортопедическая обувь для детей
По данным статистики, 95% детей рождаются со здоровыми ножками, но с возрастом около трети из них приобретают различную патологию опорно-двигательной системы.
При помощи ортопедической обуви для детей можно откорректировать многие дефекты костей и суставов ног.
Покупать такие вещи без назначения врача нельзя, можно навредить правильному развитию стоп ребенка или усугубить уже имеющиеся проблемы.
Выход. Лучше всего поддаются коррекции с помощью ортопедической обуви для детей плоскостопие у ребенка, а также вальгусная и варусная деформации стоп.
9. Уже на каблуках?
Актриса Кэти Холмс и модель Хайди Клум вызвали бурю негодования у общественности, когда позволили своим 4-летним дочерям надеть обувь на высоком каблуке. Такие выходки были названы «родительским провалом».
По мнению специалистов, последствия такого нарушения – растяжение связок и искривление формы стопы у ребенка, а также деформация позвоночника, что неизбежно повлечет за собой сбои в работе внутренних органов.
Выход. Обувь модниц младше 7 лет должна иметь каблук не выше 5–7 мм.
10. Обуваемся! Правильная обувь для малышей
Первые ботиночки надевают сразу же, как только малыш начнет учиться ходить. Первая обувь для детей должна иметь высокий жесткий задник, подушечку-супинатор для формирования свода и просторный носок, который не сдавливает переднюю часть стопы.
Выход. Покупать первую обувь для ребенка обувь нужно обязательно вместе с ним. Предлагаем следующий порядок действий. Пусть кроха наденет обнову и немного походит в ней, а вы следите, не изменилась ли его походка.
Зарядка-игра для ножек Хорошей профилактикой плосковальгусной деформации и плоскостопия может стать простая гимнастика, которую легко превратить в веселую игру. Упражнения нужно выполнять ежедневно, по 5–7 раз каждое.
Разуйте малыша и предложите ему: * попеременно и синхронно сгибать и выпрямлять пальцы на каждой ноге; * вращать стопами по часовой и против часовой стрелки; * ходить на носках, пятках и опираясь на внешнюю часть стопы; * собирать пальцами ног с пола мелкие предметы: камушки, шарики, детали от конструктора диаметром 3–4 см (усложненный вариант этого упражнения выглядит так: рассыпьте по полу мелкие предметы, накройте их платком и предложите крохе все собрать, не снимая покрова); * сидя на стуле, поочередно то правой, то левой ногой катать теннисный мячик или гимнастическую палку; * медленно ходить, зажав между стопами теннисный мячик; * устоять, держась за руки взрослого, на фитболе, стараясь удержать равновесие;
* ходить по узкому бревну и карабкаться по перекладинам веревочной лестницы.
Источник фото: Shutterstock
Источник: https://www.2mm.ru/malysh/zdorove-rebenka/1855/10-voprosov-detskomu-ortopedu-o-chem-ne-podozrevayut-roditeli
Ребенок наступает на внутреннюю часть ступни (Плоско-вальгусная деформация стоп)
С момента рождения малыша и до первых в его жизни шагов проходит почти год. Дети поначалу ходят неуклюже и вперевалочку.
Со временем практически у всех малышей походка выправляется, но бывают случаи, когда ребёнок продолжает ходить, наступая преимущественно на внутреннюю часть ступни — это плоско-вальгусная деформация стопили вальгусная стопа — дефект, способный усложнить жизнь вашему ребенку. Об этом сегодня и пойдёт речь.
Ступни буквой Х или что же такое плоско-вальгусная деформация стоп?
Это искривление во внутрь (к центру тела) изначально прямой оси от голени к ступне, сопровождающееся уменьшением высоты сводов самой ступни и отклонением пятки и пальцев наружу.
Средний продольный внутренний свод ступни (впадинка между пяткой и пальцами) практически исчезает. При сжатии и выпрямлении коленок малыша, расстояние между внутренними поверхностями лодыжек больше 4 сантиметров.
Если поставить ребёнка на ножки, то между стопами вырисовывается отчётливо-патологическая буква «Х».
плоско-вальгусная деформация стоп
Каковы причины развития этого недуга?
Вальгусная стопа у детей может быть:
Врождённой — нарушения расположения и формы костей происходят ещё в период внутриутробной жизни ребенка. Самые сложные формы носят название «вертикальный таран» и «стопа-качалка». Этот дефект можно определить в роддоме или же в первый месяц жизни малыша.
Приобретённой — следствие несовершенства сухожильного и связочного аппаратов малыша.
Диагноз «приобретённая плоско-вальгусная стопа у ребёнка» ставит детский ортопед в возрастном периоде между 10 и 14 месяцами — именно во время первых шагов малыша заболевание проявляется наиболее отчётливо.
Видимые признаки вальгусной деформации стопы
Наиболее явные симптомы дефекта видны при ходьбе малыша:
- ребёнок наступает не на всю поверхность ступни, а только на внутренний её край;
- Х-образная форма самой ступни;
- неуклюжая походка;
- неуверенность шагов;
- шарканье;
- усталость от ходьбы.
Эти симптомы, кроме первых двух, можно обнаружить у всех детей, начинающих свои первые путешествия. По мере того, как малыш приобретёт нужные для ходьбы навыки — симптомы исчезнут.
Степени развития и тяжести заболевания
Доктор в зависимости от градуса деформации и тяжести патологии установит степень серьёзности заболевания:
- градус отклонения колеблется в пределах 10—150 — хорошо поддающаяся лечению степень;
- отклонения от нормы на 15—200 — лечение потребует определённых усилий;
- угол отклонения от норм варьируется от 20 до 300 — лечение будет продолжительным;
- более 300 — лечение длительное. При неэффективности комплексного терапевтического лечения может быть произведено хирургическое устранение дефекта стопы.
Часто у малышей с диагнозом «плоско-вальгусная стопа» развивается плоскостопие.
В более позднем детстве к последствиям вальгусного дефекта относят остеохондроз, артроз, сколиоз, различные деформации тазовой, коленной и голеностопной областей.
Реже укорачивается одна из конечностей. Косолапие развивается при варусной деформации стопы — в противоположную сторону от вальгусной.
Как лечить?
Лечение ребенку может назначить только профессиональный врач! Для избавления от врождённой вальгусной стопы применяют фиксирующие гипсовые повязки, шины или лангеты. Подобрать фиксирующий элемент должен детский ортопед. Он учитывает индивидуальные особенности развития дефекта у ребёнка и, основываясь на:
- подометрии — методе, позволяющим обнаружить патологические изменения в случае неясной ситуации;
- УЗИ;
- рентгенографии — рентген в 3 разных проекциях (маленьким деткам его делают очень редко);
- компьютерной плантографии — исследования морфологических параметров ступни;
- видимых внешних признаках — назначает восстанавливающие нормальное функционирование стопы процедуры и индивидуальную фиксацию конечностей.
Лечение приобретённого дефекта вальгусной стопы обычно проводят комплексно:
- ножные ванны;
- массаж;
- парафинотерапия (обёртывание воском);
- озокеритовые и грязевые аппликации;
- электрофорез;
- магнитная терапия;
- электрическая стимуляция мышц стопы и голени;
- лечебное плавание;
- ИРТ — иглоукалывание;
- ЛФК — лечебная физкультура.
Массаж при дефекте вальгусной стопы
Массаж при плоско-вальгусной стопе благодаря своей эффективности занимает особое место среди всех технологий борьбы с недугом. Он регулирует тонус мышц голени и ступни, снимает излишнее напряжение и делает мышцы более прочными, эластичными и выносливыми, улучшает кровоснабжение. Увеличение последнего способствует нормализации развития и роста ножек.
Чтобы помочь крохе избавиться от вальгусной стопы — надо массажировать:
- спинку,
- поясничную область,
- ягодичную область,
- суставы и мышцы ног,
- ступи.
Если вы считаете что не справитесь самостоятельно, то лучше воспользоваться услугами профессионального детского массажиста.
Ходить ли босиком малышу и использовать ли ортопедическую обувь
Ребёнку, имеющему неправильную постановку стопы, обязательно носить специальную, индивидуально подобранную ортопедическую обувь.
Особенность последней заключается в наличии жёстких боковых фиксаторов стоп и пяточек, супинаторов, индивидуально подобранных функциональных стелек, небольшого широкого каблучка. Самим родителям такую обувь подбирать не стоит — это должен сделать знающий специалист.
Он же обязан рассказать о длительности ношения корректирующей обуви (постоянно носить её нельзя — могут атрофироваться мышцы).
Известный детский педиатр Е. О.
Комаровский выступает в пользу хождения дома при вальгусной стопе босиком: «Это имеет положительный эффект не только, как закаливающая процедура, но и как помощь в формировании стопы» — говорит он.
[attention type=red]Только поверхности, по которым ходит ребёнок не должны быть гладкими и абсолютно ровными. Практика хождения босиком или в тонких носочках используется при выполнении упражнений лечебной гимнастики.
[/attention]Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/594b7d623c50f794b5f72f80/5b68835b0ad7da00a903b1b0
Когда ребенок начинает стоять на ножках: со скольки месяцев можно ставить придерживая
Родители с нетерпением ждут первых шагов своего ребенка, которые так же важны, как и первое слово. Однако малышу требуется время, чтобы ходить и бегать. Поэтому часто люди задаются вопросом, во сколько месяцев можно ставить ребенка на ножки.
Первые шаги малыша
Этапы формирования опорно-двигательного аппарата
У каждого новорожденного красивые пухлые ножки. Они не похожи на ноги взрослого человека. Плоская стопа грудничка – это совершенно нормально, так как еще не развит свод стопы.
Он начинает строиться только при постепенной нагрузке, сначала скелет стопы состоит из мягкого хряща.
Когда малыш учится ходить, ступня трансформируется изнутри трехмерно: пятка поворачивается, а свод приподнимается.
Формирование мышц и костей происходит постепенно, незаметно для ежедневного внешнего наблюдения. Они подготавливаются для принятия будущей нагрузки. Функции мозга, управляющие движениями, развиваются параллельно. В течение первого года жизни младенец приобретает необходимые навыки и становится готов ходить, бегать и прыгать.
Умение поднимать верхнюю часть тела
Примерно к четырем-пяти месяцам ребенок начинает приподниматься, лежа на животе и опираясь на руки перед собой. Если он делает это уверенно, то, значит, успешно преодолел первый этап и подготовлен, чтобы переворачиваться, сидеть, ползать и ходить в будущем.
Способность ползать
Следующий период, около седьмого месяца, очень новаторский. Малыш может начать опираться на руки и подталкивать колени под себя. Постепенно он выполняет движения вперед и назад и, наконец, начинает ползать.
Ребенок начинает ползать
Активное ползание
Совершенствуя свои навыки, иногда малыш ползает невероятно быстро. Ползание – очень важный этап развития, ребенок задействует все тело и учится преодолевать препятствия.
Важно! Когда малыш куда-то добирается, лучше ему не помогать, если это не угрожает безопасности.
Попытки подняться на ноги
После 7-месячного возраста наступает время, когда ребёнок начинает делать попытки стоять на ножках. Он опирается на стенки детской кроватки, предметы мебели. На девятом месяце дети начинают ходить вокруг мебели, или держась за руки взрослых.
Первые уверенные шаги
Постепенно ребенок становится смелым, начинает уверенно переносить вес с ноги на ногу. Однажды он отпустит поддержку и сделает первые самостоятельные шаги.
Важно! Малыш будет много падать, поэтому следует убрать все опасные предметы.
В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка. Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения.
Ранняя постановка ребенка на ножки
Самый важный принцип – не подталкивать ребенка. Ему нужно время. Здоровое развитие происходит естественным путем. Каждый малыш уникален и лучше знает, когда пришло время стоять самостоятельно.
Конечно, можно и помочь ему, но в разумных пределах. Ходьба – только кульминация всего процесса и предшествует многим навыкам, которые маленький человечек должен изучить прежде, чем встать. Не так важно научить ребенка ходить, как терпеть, чтобы не помогать ему.
В 2, 3, 4, 5, 6 месяцев
Для отдельных случаев стоит знать, когда можно начинать ставить ребенка на ножки, и какая поддержка необходима малышу при этом:
- В 2-3 месяца еще не закончены формирование и укрепление мышечного каркаса вокруг позвоночника, не готовы также к нагрузкам ножки. 3-месячные малыши могут быть поставлены на ножки исключительно для выявления рефлексов. Это делает детский врач по необходимости;
Важно! Нельзя допускать в возрасте 3 месяцев, чтобы ребенок опирался на ножки. Если он находится в вертикальном положении, то необходимо держать полный вес ребенка руками взрослого человека.
- 4 месяца. Отдельные специалисты советуют закреплять шаговый рефлекс ребенка, который формируется, если периодически слегка опирать малыша на ножки, по-прежнему основной вес его удерживая в своих руках. Считается, что таким образом он быстрее научится ходить, даже не пытаясь ползать. Однако эти рекомендации сомнительны и не подтверждены серьезными практическими результатами;
- 5-6 месяцев. На этом этапе некоторые груднички пытаются сами вставать, держась за опору. Но ножки их все-таки не готовы выдерживать вес малыша, не следует позволять ребенку продолжительное время находиться на ногах. Если он не оставляет попыток, лучше придерживать его под мышки, не допуская полной опоры на собственные ножки.
Малыш встает, держась за опору
Последствия раннего вставания на ножки
Взрослые не задумываются о том, насколько сложным является стояние на ногах, в то время как для балансировки используются многие мышцы тела, и требуется тонкая их настройка. Малыш должен самостоятельно все освоить, затратив на это определенное количество времени:
- Постуральный контроль. Описывает непроизвольные двигательные и сенсорные процессы, позволяющие ребенку сохранять положение против силы тяжести. Он развивается на протяжении всей ранней жизни, начиная со способности держать головку и до умения уверенно ходить;
- Способность удерживать свой вес на ногах. Когда ребенок лежит, его вес распределяется по всей длине тела. Чтобы научиться стоять, он должен быть в состоянии удерживать свой полный вес на ногах и ступнях;
- Моторные навыки – это те способности, которые задействуют большие мышцы тела и позволяют пинать предметы, поднимать их и ходить. Они требуют мышечного тонуса и силы, а также умения выполнять двигательную функцию.
Важно! Раннее стояние на ножках провоцирует неадекватную для этого возраста нагрузку на позвоночник, а также приводит к проблемам с тазобедренным суставом, который еще находится в стадии развития, вплоть до вывиха головки бедренной кости.
Кроме тазобедренного сустава, раннее стояние может вызвать патологии в развитии коленных суставов, стопы, нарушение осанки.
Готовность малыша к становлению на ножки
В среднем родители должны ориентироваться на возраст ребенка и не пытаться помогать ему становиться на ноги раньше девятого месяца жизни. Но не все дети развиваются с одинаковой скоростью, одни готовы вставать чуть раньше, другие чуть позже.
Признаки готовности
При определении признаков готовности необходимо учитывать следующие факторы:
- Генетический. Когда один из родителей встал на ноги слишком рано или, наоборот, поздно, следует ожидать того же и от малыша. Кроме того, повышенный вес ребенка также немного притормаживает готовность младенца стоять;
- Наличие общих заболеваний. Врожденные или приобретенные патологии, вирусные инфекционные заболевания всегда сказываются на развитии ребенка. Такие малыши встают позже;
- Цикличность физического и психического развития. В развитии ребенка изменения происходят скачками, медленно накапливаясь. Когда малыш делает успехи в произнесении первых слов, увлечен игрушками, то есть занят интеллектуальной деятельностью, он может на какое-то время оставить попытки вставать и вообще двигается меньше. Затем, наоборот, наступает период повышенной физической активности;
- Мотивированность. Заключается в желании малыша встать на ножки самостоятельно. Для этого можно заинтересовать его, положив игрушку вне досягаемости, чтобы малышу потребовалось совершить какие-то дополнительные движения, чтобы ее достать.
Важно! При некоторых заболеваниях (например, ювенильный артрит) родители не должны решать самостоятельно ставить ребенка без консультации у специалиста.
Разница для девочек и мальчиков
Здесь нет однозначного мнения. Большинство специалистов говорит, что никакой разницы нет, все зависит от физического состояния малыша. Другие – советуют ставить девочку немного позднее, чем мальчика, в среднем на 1 месяц.
Возраст постановления ребенка на ножки
Если родители замечают готовность, а главное – огромное желание малыша встать, то они часто задумываются: не рано ли, во сколько месяцев здоровый ребенок встает на ножки без угрозы навредить своему правильному развитию, и когда наступает время помогать ему?
Не нужно подавлять активность малыша и постоянно укладывать или усаживать его при попытках встать. Достаточно будет самим родителям избавиться от попыток поставить его. Долго продержаться на ногах он все равно не сможет.
Когда ребенок достиг примерно 8 месяцев, иногда и раньше, и проявляет частое желание стоять, задача родителей – поддерживать его при этом подмышки, стараясь не допускать длительной нагрузки на ножки и позвоночник ребенка.
Мнение доктора Комаровского
Авторитетный детский доктор, Комаровский, категорически против любых точных сроков в определении возможности ребенка встать. Он считает, что каждый малыш развивается индивидуально, копируя поведение взрослых, главное – не мешать ему и не пытаться принудительно повлиять на процесс развития.
Доктор Комаровский
По его мнению, если ребенок не проявляет желания садиться, вставать или ползать, всякие попытки посадить его в подушки или поставить ничего, кроме вреда, не принесут. Если малыш пытается это сделать сам, то нужно его активно поощрять.
Помощь ребенку встать на ножки
Некоторые родители стремятся поставить ребенка в ходунки. Ходунки являются потенциально опасными. Они не учат ходить, однако подвергают детей опасности опрокидывания. Несчастные случаи задокументированы, по этой причине педиатры многих стран требуют запретить производство ходунков и торговлю ими.
Ребенок в ходунках
Важно! Ходунки являются врагами правильной осанки, корректного развития ног и ступней. Фактически они обучают ребенка ходить на пальчиках и задерживают обретение чувства равновесия.
Не опережая событий, родители могут помочь детям укрепить мышцы и подготовить их к успешному освоению новых навыков. Способы, которые должны в этом помочь:
- Зарядка для малыша, с массажированием стоп и сгибанием/разгибанием ножек;
- Выполнение общего массажа тела под руководством специалиста;
- Благоприятно влияют на психологическое и физическое развитие занятия в бассейне, сочетание плавания с различными водными упражнениями;
- Поощрение ползания ребенка. Например, положить его на животик и привлечь внимание игрушкой. Когда он будет пытаться ползти, упереть ладони в его ступни, чтобы малыш смог отталкиваться.
Поощрение ползания малыша
Правильное развитие малышей зависит от терпения родителей и окружения. Пусть ребенок делает то, что для него естественно. Если заставить его проявлять активность, к которой он еще не готов, малыш столкнется с проблемами на всю жизнь. Родителям полезно руководствоваться главным принципом «Лучше помогать своему ребенку, не помогая ему вообще».
Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/skolko-mes-stavit-na-nozhki.html
Как и во сколько дети начинают ползать
Ползание — первый огромный шаг ребёнка к самостоятельности. И каждый волен совершать его, как душе угодно.
Что нужно, чтобы дети начали ползать
Чтобы перемещаться в пространстве, малышу необходимо приложить немало усилий — интеллектуальных и физических. У него должны быть достаточно сильные мускулы спины, шеи, плеч, рук и живота. Во время ползания задействовано так называемое бинокулярное зрение: способность фокусировать оба глаза на одном предмете. Не последнюю роль играет и развитое зрительно‑пространственное восприятие.
Ползая, ребёнок учится ориентироваться и тренирует память. К примеру, он начинает понимать: чтобы добраться до корзинки с игрушками, нужно передвигаться вокруг столика.
Рэлли Макаллистер, доктор медицины, магистр здравоохранения, автор книг о здоровье детей
Во сколько дети начинают ползать
По данным ВОЗ, большинство детей начинают ползать в возрасте от 6 до 11 месяцев. Примерно половина из них осваивает перемещение на четвереньках к 8,3 месяца от роду. А чуть более 4% вообще пропускают этап ползания, сразу встают на ножки и пробуют ходить.
Есть несколько причин, почему некоторые дети начинают ползать раньше других:
- Генетика. Да, некоторые рождены, чтобы ползать чуть ли не с пелёнок.
- Вес. Худощавые дети с хорошо развитой мускулатурой вполне предсказуемо осваивают непростые движения раньше своих более пухлых сверстников.
- Время, проведённое на животе. Младенцы, которые чаще бодрствуют, лёжа на животе, в среднем начинают ползать раньше. Они прикладывают больше усилий, чтобы приподняться и осмотреться, чем если бы лежали на спине. В результате укрепляются мышцы шеи, рук и спины, необходимые для ползания.
Почему не все дети ползают одинаково
Младенцы не запрограммированы на то, чтобы ползать каким‑то определённым образом. Они просто экспериментируют с разными способами передвижения и в конце концов останавливаются на самом эффективном лично для себя. И это нормально.
На животе
Примерно половина детей начинает ползать, выбирая один из следующих стилей либо же чередуя их.
1. По‑пластунски
rivm.nl
Ребёнок опирается на локти и подтягивает себя вперёд то одной, то другой ручкой, немного заваливаясь на бок.
2. Стиль «тюлень»
kidspot.com.au
Младенец толкает себя одновременно обеими ручками, немного приподнимаясь, а потом ударяясь животом об пол.
3. Стиль «лягушка»
lovevery.com
Лёжа на животе, ребёнок отталкивается ступнями и «гребёт» ножками, как будто плывёт по‑лягушачьи.
1. Классический стиль
babycenter.com
Младенец перемещается, опираясь на согнутые ножки и вытянутые ручки.
2. Стиль «краб»
parenting.firstcry.com
Малыш пятится задом, заглядывая себе между ног, или двигается боком.
3. Стиль «медведь»
latinamoms.com
Похоже на классический способ, только ребёнок опирается не на колени, а на вытянутые ножки, поднимая ягодицы вверх.
4. Стиль «самокат»
.com
Малыш опирается на руки, одну ногу сгибает в колене, а второй отталкивается, как будто едет на самокате.
Другие варианты
Ползать на животе сложно и неприятно, а для перемещения на четвереньках нужно развивать тонкое чувство баланса. Некоторые дети предпочитают идти более простым путём.
1. Перекаты
cherbebesleep.com
Ребёнок перемещается по комнате, перекатываясь с боку на бок.
2. Ёрзание
move2connect.com
Малыш ёрзает на ягодицах и таким образом передвигается из одной точки в другую, иногда помогая себе руками. По мнению антропологов , эти движения, скорее всего, заменяли ползание у наших предков ещё до освоения земледелия и ведения оседлого образа жизни.
Именно так происходит до сих пор в племени охотников и собирателей, проживающих в Папуа — Новой Гвинее. Там младенцы вплоть до года проводят 86% времени, сидя в слинге на спине у матери. Иногда их высаживают на ягодицы и почти никогда не выкладывают на живот. Понятно, что в таких условиях дети не могут научиться ползать. Но ничуть от этого не страдают.
Можно ли как‑то помочь ребёнку
Пожалуй, лучшее, что могут сделать родители, — перестать обращать внимание на достижения соседских детей. И радоваться успехам своего ребёнка. А чтобы их не омрачали неприятности, заранее позаботьтесь о безопасности малыша.
- Спрячьте провода, а розетки закройте заглушками.
- Убедитесь, что вся мебель хорошо закреплена. Лучше вообще на время уберите то, что легко опрокинуть: торшер, гладильную доску, лёгкую этажерку, комнатные растения в больших горшках.
- Переложите в недоступное место сувениры, деньги, косметику, лекарства, чистящие и моющие средства. В лучшем случае малыш что‑нибудь разбросает, разольёт, сломает или разобьёт. В худшем — проглотит.
- Ежедневно мойте полы и вытирайте пыль.
- Регулярно проверяйте, нет ли на полу монет, пробок и прочих мелочей. Помните, что юные исследователи обязательно тащат всё в рот.
- Застелите твёрдый пол (паркет, плитку) детским ковриком или покрывалом, чтобы снизить нагрузку на колени.
- Ставьте горячие блюда и напитки подальше от края стола.
- Убедитесь, что в пределах досягаемости ребёнка нет колющих и режущих предметов.
Конечно, предусмотреть всё невозможно. Но лучше направьте свою энергию на организацию дружелюбного пространства и выработку у себя полезной привычки не разбрасывать вещи. С остальными задачами малыш вполне справится сам.
В каких случаях стоит беспокоиться
Итак, совершенно неважно, умеет ли ребёнок ползать в классическом понимании этого слова. Часто юные экспериментаторы смешивают стили, переключаются с одного на другой или же вырабатывают свой особый метод. В любом случае важна не техника, а живой интерес к освоению пространства.
Повод для волнения — это отсутствие какого‑либо прогресса в передвижении. Если к 12 месяцам малыш так и не начал активно перемещаться по комнате, необходимо проконсультироваться с педиатром. Впрочем, необязательно ждать года. Если вас что‑то тревожит прямо сейчас, поговорите с детским врачом, которому доверяете, — и успокойтесь.
Источник: https://Lifehacker.ru/vo-skolko-deti-nachinayut-polzat/