«Я не знаю, чего хочу»: психолог объясняет, почему так, и помогает разобраться в своих желаниях
Установка «Делай только то, что хочешь, а если не хочешь — не делай» становится девизом поколения двадцати- и тридцатилетних, но как быть в ситуации, когда не можешь понять, чего же ты на самом деле хочешь? Психолог Татьяна Подопригора помогает найти ответ на этот вопрос.
Иногда кажется необходимым, чтобы кто-то другой тебе сказал: вот твои чувства, вот твои мысли, вот твои желания.
В такое состояние впадают все — когда мы оказываемся в сложной или даже шоковой ситуации, когда непонятно, что думать, а чувств так много, что сложно разобраться в собственной позиции.
В такой момент кажется, что нужен большой взрослый, который возьмет за руку и уведет в безопасное место, объяснит, что произошло и уверит, что всё будет хорошо. Это естественное желание для ребенка.
Некоторые люди так и вырастают в этой позиции, постоянно ожидая такого руководства. Они в каждом человеке ищут маму, которая скажет, как правильно поступить и объяснит ситуацию.
Почему так происходит
Когда не происходит психологического отделения ребёнка от взрослого, они остаются в постоянном контакте, когда один человек будто бы всегда сшит с другим, как единое целое. Если двое — это одно целое, то у них общие желания, чувства, потребности. В этот момент своих потребностей и желаний быть не может.
Такие люди живут во благо семьи, работы, чего-то или кого-то еще, игнорируя себя, не чувствуя себя.
[attention type=yellow]В детстве мог быть опыт, когда взрослый всегда прикрывал собой ребенка, отвечая за него и решая за него, даже тогда, когда ребенку уже было пора проявлять самостоятельность.
[/attention]И он так и не научился, и привык, что рядом есть кто-то, кто скажет что происходит. Такая ситуация приводит к заморозке чувств.
Как чувства связаны с желаниями?
Проще всего объяснить эту связь на примере базовых потребностей. Как мы понимаем, что хочется в туалет? Что хотим есть? Ощущаем телом. Мы чувствуем сигнал в теле и распознаем его как знак, что пора перекусить или найти ближайший Макдональдс.
Бывает, что и эти базовые потребности игнорируются долго — когда чем-то очень увлечен, отрываешься от тела и вся активность в важном деле — в работе, в интересном фильме, разговоре. А тело остаётся где-то на втором плане со всеми своими сигналами.
Так и с остальными желаниями и потребностями.
Прислушиваться к телу и эмоциям
Как понять, я ли это хочу, или кто-то меня убедил, внушил мне желание?
Такой вопрос от клиентов звучит довольно часто. Он решается так: представьте, что ваше желание сбылось. К примеру, мечта о новой профессии.
Кому стало хорошо в результате? Кто выиграл от реализации желания? Может быть, в этот момент нам больше всего хочется рассказать кому-то о совершении желания, и этого достаточно. А дальше работать уже не хочется.
Тогда идем дальше, почему нам так хочется, чтобы этот человек узнал о новой нашей профессии? Это сделает нас лучше в его глазах? Зачем нам это? Здесь становится видно, что дело не в профессии, а в отношениях с конкретным человеком.
Если вы представляете, как становитесь крутым топ-менеджером и ваш отец наконец-то вами доволен, а сама работа не вызывает никакой радости, то не надо становиться топ-менеджером. Надо разбираться в своих отношениях с отцом
Процесс возникновения желания
Как понять чего я хочу? Иногда такой вопрос возникает из-за путаницы, как будто за желанием прячется что-то иное. Или из растерянности — когда мы оказываемся в новой среде.
Совершенно естественно иногда не знать и не понимать своих желаний.
Растерянность для многих является чем-то стыдным и непереносимым, ведь часто можно услышать от взрослых, что «надо иметь свое мнение», «че ты мямлишь», «ты чего», «давай уже, соберись».
Мы реагируем на свою растерянность, и дело в этой реакции.
Такие замечания от наших близких могут транслировать непринятие скорости, медлительности и растерянности.
[attention type=red]Внутри нас формируется определенная реакция на эту растерянность — мы пугаемся и стремимся быстро из нее выйти.
[/attention]И как решение — цепляемся за мнение большинства или, например, ждем поощрения и выбираем то, за что нас похвалят, не задумываясь, хотим ли мы этого в действительности.
Пребывание в растерянности
Если в состоянии растерянности побыть, замедлиться, то за ним можно рассмотреть свои желания. Когда мы в ресторане заказываем еду, мы немного медлим, смотрим, выбираем и прислушиваемся к телесным ощущениям и потребностям, и так делаем выбор. С другими решениями все также.
Но иногда и еду сложно выбрать, и хочется, чтобы кто-то за тебя ее выбрал и принес, как в детстве, позаботился. Излишняя забота в детстве иногда эту чувствительность блокирует, мешает ей развиваться. Как в классическом анекдоте про еврейскую маму:
— Изя, иди домой!
— Мама, я замерз?
— Нет, ты хочешь кушать!
Другая частая реакция — критика своих желаний.
Желание возникает, и сразу за ним оценка этого желания — «странное», «глупое», «детское», «неполезное», оно может противоречить нашей идее о том, какой я или о том, каким я должен быть. Мы все хотим быть взрослыми и умными, эффективными.
При этом наше желание может не соответствовать этим представлениям и ожиданиям от себя, поэтому критика сразу цензурирует его. Это секундный процесс, часто мы его «проскакиваем», не осознавая, что мы себя критикуем.
Тут может помочь внимание к своим оценкам других людей и внимание к своим фантазиям.
Как научиться?
Состояние начинающего нужно тренировать, совершать ошибки, пробовать. Не бояться быть незнающим человеком. Нас долго обучали знать, уметь аргументировать, быть компетентными.
Барбара Шер в книге «О чем мечтать» предлагает ответить на вопросы на исследование своих желаний:
- Что я чаще всего делаю, если посмотреть на мою жизнь глобально?
- Что я любил делать в прошлом?
- Что я не люблю делать?
- О чем я мечтаю, фантазирую, кто я в своих фантазиях?
- Чего я боюсь?
Ответы на эти вопросы могут приблизить к понимаю своих истинных желаний.
Хотеть — это навык
Его формирование в детстве происходит естественно. По ходу взросления он может развиваться или блокироваться. Это тренировка, изучение сигналов своего тела, чувств.
Мы готовы подстраиваться под тех, кого любим, кто нас окружает, часто умеем хорошо прислушиваться к другим, но не к себе. Если это про вас, то можно пробовать разное и смотреть на свою реакцию, учиться быть внимательным к себе.
[attention type=green]Позволение думать о себе и своих желаниях — не эгоизм, это здоровая забота.
[/attention]Источник: https://zeh.media/zhizn/psikhologiya/6159073-ya-ne-znayu-chego-khochu-psikholog-obyasnyayet-chto-eto-normalno-i-pomogayet-razobratsya-v-svoikh-zh
Не знаю как пишется , незнаю или не знаю как правильно ?
Давайте совместными усилиями выясним как пишется слово «не знаю». Читателю предстоит провести небольшое исследование и определить часть речи для искомого слова. Напишем или произнесем предложение:
«Я не знаю, что будет завтра»
Или
«Я не знаю, что посоветовать моему другу для разрешения недоразумения»
Мы написали предложение чтобы узнать, что означает само выражение «я не знаю». Для упрощения было специально использовано местоимение «я», с которым в паре работает искомое «не знаю». Получается, что слово обозначает состояние человека или действие. Часть речи глагол!
Попробуем теперь выяснить начальную форму. Придется побыть своеобразными ищейками, где истинное сокровище — правильно подобранное слово. Начальная форма звучит «знать». Форма глагола удовлетворяет всем признакам начальной формы. Читатель, конечно, знает искомые нормы.
Возьмем глагол в настоящем времени, и пронаблюдаем изменения по лицам:
- Первое лицо. Я знаю.
- Второе лицо. Ты знаешь. Допускается произносить «вы знаете». Верно, если используется уважительное обращение, либо человек обращается к группе лиц.
- Третье лицо. Он знает. Допускается произносить «они знают». Верно, если человек обращается к группе лиц, а вот для уважительного обращения достаточно использовать первый вариант.
Утверждение и отрицание
Выше читатель выяснил, что существует самостоятельная форма глагола от первого лица «я знаю». Живое утверждение, которое может быть легко превращено в отрицание добавлением простой частицей «не».
Давайте посмотрим, что получится:
«Я пока не знаю, что посоветовать другу для решения проблемы»
или
«Я не знаю, как мне выполнить задания вечером»
Получается, все очень просто и можно закрывать вопрос?
Но давайте не будем торопиться.
Почему «не» пишется раздельно?
Пытливый ум не будет уверен в слове «не знаю», как пишется непонятно. Вдруг, читатель столкнулся вовсе не с частицей, а приставкой? Писатель совершит ужасную ошибку, если приставку напишет отдельно от основного слова.
Чтобы выяснить приставка «не» или частица, следует взглянуть на лексическое значение слова.
Частица «не» служит для отрицания. Например:
«Плохо не помнить смысл частицы «не». Даже не смешно. Если не знать предмет, не придется вставать, а ученик не сможет ответить»
Но хитрое слово «не знаю» как пишется выясняется с трудом. Ведь, существуют и приставки, предназначенные для отрицания. Например,
«Неправда, что отрицает только частица «не». Неслышные овации учителя не раздаются для ученика, не сделавшего урок»
В чем разница и как узнать как пишется «не знаю»?
Приставка и частица
Сказанное выше действительно правда. Но пытливый ум мог пропустить другую важную особенность рассматриваемого слова — принадлежность к конкретной части речи. Ведь, слово «неслышно» это не глагол. Да и «неправда» вряд ли может быть отнесена к этой части речи. Разве что по человеческому незнанию.
Перед читателем наречие, а эта часть речи вполне может существовать вместе с приставкой «не». Чему большинство из нас может быть свидетелем буквально каждый день. Наречие любит приставки. Но можно очень серьезно ошибиться, если перепутать наречие с глаголом!
Так что, читатель выяснил как пишется слово «не знаю» и можно закрывать вопрос? Почти. Встречается еще парочка нюансов.
Слитное написание глаголов
Правила существуют, чтобы их нарушать. Расхожее выражение неоднократно служило оправданием нежелательных действий. Казалось бы, для русского языка приведенное поведение недопустимо.
Если «незнаешь» как пишется слитно или раздельно, написать неправильно плохо. В лучшем случае учитель просто снизит балл.
В худшем — читатели не поймут написанного и придется подробнее объяснять собственные мысли.
Несмотря на это, даже в русском языке есть слова, которые отказываются подчиняться даже основным правилам. Как будто нарушители протаскивают в язык собственные нормы и правила. Среди «шпионов» встречаются отрицающие старое пожелание писать частицу «не» отдельно от глагола.
Например, если глагол уже содержит «не» в начале слова и буквенное сочетание превратилось в часть приставки или корня. особенность описываемых слов —не употребляются без «не». Перечислим основные слова:
«негодовать, ненавидеть, недоумевать»
Вряд ли грамотный человек может сказать «я доумеваю» или «я годую». Разве что в порядке юмора.
Проверим, относится ли наше слово к исключениям. Можно сказать и «знаю» и «не знаю». Вопрос как правильно «незнаю или не знаю» имеет вполне объективный и очевидный ответ.
Приставка недо
В русском языке существует еще одна, очень схожая приставка «недо». Как правило, часть слова указывает на неполноту или недостаточность. Например
«недосмотрел, недоговаривать»
Правда, более правильно говорить не об одно приставке «недо», а о двух приставках сразу в одном слове. Здесь равноправная приставка «не» соседствует с другой равноправной приставкой «до». особенность описываемых глаголов — приобретение нового лексического значения в сравнении с аналогичным словом без приставки.
Недопустимо путать разные слова и писать неправильно.
Не и ни
Некоторые могут перепутать две частицы. Напомним, что частичка «не» служит для отрицания. Она как бы выступает против глагола, сражается с ним и одним своим видом отрицает более сильную часть речи.
Ее можно сравнить с человеком, который отказывается следовать правилам, отрицает и ни с чем не соглашается. Как видим, в русском языке есть похожие части речи. Непослушные слова нужны русскому языку как обществом востребованы ни с чем не соглашающиеся люди.
В обоих случаях выполняется важная функция — отрицание. Невозможно регулярно соглашаться. Главное — уметь правильно выразить свое несогласие. Не кричать о нем в грубой форме на площади, а быть как частичка «не». Высший уровень владения русским языком состоит в нарушении правил следуя… установленным правилам!
Тогда никто не сможет сказать человеку, что он поступает неправильно.
[attention type=yellow]Мы уже выяснили как пишется «не знаю» слитно или раздельно и узнали, что правильно использовать частичку «не».
[/attention]Часть глаголов буквально жить не могут без другой созвучной им частички «ни». Правда, встречается исключительное поведение преимущественно в устойчивых выражениях. Например,
«ни дать ни взять»
По правилам русского языка, казалось бы, следует писать «не» вместо «ни». Но здесь нормы не работают. Устойчивые выражения, сформировавшиеся много лет назад диктуют свои правила и нормы написания.
Заключение
Читателю известно как писать слово «не знаю» слитно или раздельно. Известны способы проверки правописания. Читатель помнит и о правилах, которыми следуют слова в русском языке и о том, что иногда эти правила нарушаются.
Невозможно запомнить все действующие нормы. Но помните: если что-то неизвестно, можно выяснить самостоятельно. Нет страшно если читателю неизвестно как пишется «не знаю». Люди рождаются, не имея в голове представлений об окружающей действительности.
Хуже, если человек не пытается узнать.
Источник: https://russkiy-pravilno.ru/kak-pishetsya-slovo-ne-znayu/