Неизвестная бессоница, никогда не было

Трагические истории людей, которые перестали спать

Неизвестная бессоница, никогда не было

В тот момент, когда Сильвано понял, что семейное проклятье поразило его, он отдыхал на круизном лайнере.

Элегантный 53-летний мужчина с густыми рыжими волосами при каждом возможном случае надевал смокинг и представлял себя кинозвездой.

В тот злополучный вечер он веселился в окружении женщин на танцевальной площадке и был изрядно смущен, чувствуя, как его рубашка насквозь промокла от пота.

Вернувшись в каюту, Сильвано внимательно осмотрел себя в зеркало. Почти сразу же его внимание привлекли зрачки, сократившиеся до двух крошечных черных точек. Он узнал это остекление во взгляде. Точно такой же взгляд был у его отца и двух сестер в самом начале их загадочных болезней.

Начало загадочного недуга

Мужчина знал, что это только начало. Далее его ожидают судороги, импотенция и гастроэнтерологические проблемы. Но самым страшным симптомом болезни станет фатальная бессонница. Это продлится только лишь несколько месяцев. Совсем скоро Сильвано покинет этот бренный мир…

Решение связаться с учеными

В голове мужчины лихорадочно кружились мысли. В конце концов он успокоился и сказал себе: как только я перестану спать, у меня в запасе будет только 8 или 9 месяцев.

И тогда он принимает решение связаться с Болонским университетом и предоставить себя в качестве добровольца для дальнейшего изучения болезни.

Доверяя себя лучшим специалистам, он не питал никаких иллюзий насчет своего выздоровления.

[attention type=yellow]

Один из докторов, Пьетро Кортелли, поначалу не поверил нашему герою: «Как вы можете быть в этом уверены?» В доказательство Сильвано представил информацию обо всех членах генеалогического древа, начиная с 18 века.

[/attention]

Оказалось, что в каждом поколении одного из родственников мужчины ожидала та же самая участь. Как и ожидалось, итальянец прожил лишь пару лет, завещав после смерти свой мозг науке. Он хотел, чтобы ученые пролили свет на тайну о расстройстве, которое мучило все эти годы членов его семьи.

Быть может, кому-то из его потомков посчастливится избежать этой участи?

Фатальная семейная бессонница

История этого семейства — не первая среди случаев фатальной бессонницы.

Что происходит в мозгу людей, которые потеряли сон? До сих пор исследователи не нашли эффективного медицинского способа противодействия этому недугу.

Им известно лишь, что фатальная семейная бессонница – это генетическое заболевание, передающееся из поколения в поколение. Детальное изучение проблемы, как правило, всегда осложняется наличием тех или иных семейных тайн.

Об этом семействе написана книга

Вот и семья нашего героя долгое время предпочитала не распространяться относительно их борьбы с фатальной семейной бессонницей. Но около 15 лет назад они открыли свою историю писателю Д.Т. Максу.

Автор выпустил захватывающую книгу о людях, которые не могли спать и жили в страхе за свои собственные гены. В книге отслежена цепочка роковых смертей.

Все начинается с того, как в конце 18 века предок Сильвано упал в паралитическом оцепенении и вскоре умер.

До 80-х годов семейство предпочитало сохранять молчание. А далее в ход истории вмешался его величество случай. Племянница нашего героя вышла замуж за доктора по имени Игнасио Ройтер.

Когда у Сильвано появились первые симптомы болезни, именно Ройтер убедил его посетить знаменитую клинику сна Эллио Лугареси при университете в Болонье.

Так у ученых появилась возможность узнать, что происходит в организме, когда человек не спит.

Тайна болезни

Сообща они нашли тайну загадочного недуга. Разумеется, их усилия не могли спасти Сильвано или двух других его потомков, которым суждено стать следующими жертвами. Однако теперь у них появилась зацепка. Обширное тестирование нашло виновника всех бед: в мозге пациента был обнаружен уродливый белок прион. Это было вызвано крошечной генетической мутацией.

Остается неясным, по какой причине эти белки начинают сильно размножаться только тогда, когда человек с генетической аномалией достигает среднего возраста. Размножившись, прионы образуют своего рода ловушки, способные захватывать нейроны головного мозга. После вскрытия выяснилось следующее: таламус Сильвано по форме и структуре сильно напоминал грецкий орех.

Казалось, словно этот отдел мозга был сплошь изъеден червями.

Причина симптомов

Другие заболевания, вызванные влиянием этих измененных белков, коровье бешенство и болезнь Крейтцфельда-Якоба, делают поверхность мозга пациента похожей на швейцарский сыр.

При диагнозе «фатальная семейная бессонница» образования поражают только таламус, находящийся в центре головного мозга. Дальнейшие исследования ученых пролили свет на симптомы заболевания.

Этот отдел вызывает реакцию человека в ответ на состояние окружающей среды.

Он контролирует температуру тела, потоотделение, частоту сердечных сокращений, артериальное давление и высвобождение гормонов. Словом, он делает все, чтобы человеку было как можно комфортней вне зависимости от условий.

Пораженный таламус сродни тому, как если бы центральное отопление дало сбой посреди холодной зимы или водопроводные трубы дали обширную течь. Наступает полный хаос.

Именно поэтому у больных недугом наблюдается усиленное потоотделение, судороги, половое бессилие и запоры.

Выключение сознания

Неустойчивость вегетативного управления также способствует и бессоннице. Организм пациента не может быть подготовленным к отходу ко сну. Перед сном наше кровяное давление падает. У людей, страдающих этим фатальным заболеванием, давление слишком высокое.

Это оставляет их тела в полной боевой готовности. Бессмысленное состояние ночного оцепенения является слабым утешением. Обычный человек во время сна погружается в три фазы.

Если же таламус поражен, пациент, страдающий этим расстройством, остается всегда «включенным» и никогда не может погрузиться в состояние глубокого сна.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/sleep/2016/1/24/3863

Ни в одном глазу. Ученые рассказали, как правильно бороться с бессонницей

Неизвестная бессоница, никогда не было

МОСКВА, 15 мар — РИА Новости, Альфия Еникеева. Около трети населения Земли испытывает проблемы со сном. Чаще всего это обычная бессонница, которая, как считают ученые, может способствовать развитию сердечно-сосудистых и нейродегенеративных заболеваний. О самых действенных способах улучшить ночной отдых — в материале РИА Новости, посвященном Всемирному дню сна.

Недосып бьет по ДНК

«Бессонница — одна из самых распространенных патологий нарушения сна. Острая форма, когда человек не может нормально спать, например, на фоне стресса — неважно, положительного или негативного, встречается у ста процентов людей.

Хронической бессонницей, которая длится более трех месяцев, по разным данным, страдает от 15 до 30 процентов населения земного шара. К сожалению, согласно прогнозам, этот показатель будет только расти. Причем бессонница молодеет.

Мы недавно проводили большое исследование и к ужасу обнаружили, что избыточная дневная сонливость присуща 41 проценту россиян в возрасте от 20 до 30 лет.

Это обычно связано либо с недосыпанием, либо с хронической бессонницей», — рассказывает ведущий научный сотрудник, руководитель Центра медицины сна Медицинского научно-образовательного центра МГУ имени М. В. Ломоносова, эксперт Европейского общества исследователей сна, кандидат медицинских наук Александр Калинкин.

[attention type=red]

Согласно работе американских ученых, избыточная дневная сонливость — не просто компенсация ночного недосыпа, а результат функциональных отклонений в работе головного мозга. Сканирование мозга показало, что у пациентов с инсомнией снижена активность областей, отвечающих за сложные когнитивные и поведенческие функции.

[/attention]

Поэтому те, кто мучается бессонницей, как правило, также испытывают проблемы с концентрацией внимания и памятью. Кроме того, нарушения сна провоцируют целый ворох заболеваний.

«Бессонница бьет практически по всему соматическому и психическому здоровью человека.

Основная задача сна — нормализация и соматического состояния, и психических функций. Поэтому даже часовой недосып негативно влияет на человека. Изменения наблюдаются и на уровне генома. Меняется активность генов — одни подавляются, другие активируются.

В частности, речь идет о генах, связанных с развитием сердечно-сосудистых заболеваний, эндокринных нарушений, иммунитетом», — объясняет сомнолог.

Убийцы сна

Проанализировав данные более 1,3 миллиона человек, 30 процентов которых страдают нарушениями сна, нидерландские ученые выявили на 202 участках генома 956 генов, причастных, возможно, к бессоннице. От этих генов зависит регуляция локомоторной активности, а также работа нейронов некоторых областей головного мозга, включая гипоталамус, полосатое тело и ограду.

Часть этих генов имеет отношение к возникновению разных заболеваний — в том числе диабета второго типа и депрессии, утверждают исследователи Калифорнийского университета в Сан-Диего. Причем генетическая связь нарушений сна и депрессивного расстройства больше характерна для людей европейского происхождения.

«Безусловно, есть генетические факторы, способствующие развитию бессонницы.

Но дело не только в них. Врачи никогда не говорят об одной конкретной причине нарушения сна. Причин, как правило, десятки. Ведь человек постепенно приходит к бессоннице. Скажем, в течение недели недосыпает, в выходные пытается отоспаться. В результате в воскресенье человек засыпает поздно, а в понедельник надо рано на работу. Так может сформироваться стойкая бессонница.

Кроме того, неспособность заснуть часто связана с повышенным потреблением кофеинсодержащих продуктов, алкоголем и курением. Ну и конечно, социальные факторы — интенсификация работы, перемещение между часовыми поясами, избыточная освещенность, особенно в крупных городах. Потому что свет все-таки для бодрствования.

Яркое освещение в ночное время тормозит выработку гормона ночи — мелатонина», — уточняет Александр Калинкин.

Режим, темнота и пижама

Мелатонин — это основной гормон эпифиза, небольшой эндокринной железы, передающей в мозг информацию о световом режиме окружающей среды.

Его концентрация, как правило, меняется в течение суток — днем уровень низкий, а ночью максимальный.

Яркое освещение в ночное время вполне способно нарушить выработку гормона, поэтому человеку для сна важно находиться в темноте или, по крайней мере, обеспечить темный режим для глаз, скажем, с помощью специальной маски.

[attention type=green]

Вообще, человек, следящий за здоровьем, строго соблюдает режим сна, подчеркивает Александр Калинкин.

[/attention]

«Каждый должен знать свою норму. Для взрослого это от семи до девяти часов в сутки. Норму нужно соблюдать всю неделю — и в рабочие дни, и в выходные. Это первое средство от бессонницы.

Также следует ограничить употребление кофеинсодержащих продуктов и алкоголя. Сократить интенсивную физическую нагрузку в вечерние часы, уменьшить яркий свет это время. Для начала этого достаточно.

Если же нормально выспаться все равно не получается, необходимо обратиться к специалисту», — говорит сомнолог.

По словам эксперта, большинство случаев хронической бессонницы врачи сегодня в состоянии вылечить без снотворных препаратов — тем более что они почти всегда вызывают быстрое привыкание. Лучше соблюдать режим сна и удалить из рациона продукты с кофеином, а также алкоголь.

По мнению австралийских ученых, повысить качество сна можно, даже просто правильно подобрав пижаму. В ходе эксперимента пять десятков человек спали в одежде из разных материалов. Оказалось, что в пижамах из шерсти засыпали на четыре минуты быстрее, чем в одежде из хлопка.

Снотворный куб

Российские ученые разработали прибор для борьбы с бессонницей. Небольшой черный куб с гранью в десять сантиметров, внутри — три катушки, на которые подается импульсный ток определенной частоты. Возникает слабое электромагнитное поле, которое, воздействуя на мозг, естественным образом регулирует циркадные ритмы.

В природе такие электромагнитные поля формируются при взаимодействии земной атмосферы и Солнца.

Параметры электромагнитных колебаний в пространстве между Землей и верхней частью атмосферы меняются в течение суток.

Человеческий организм реагирует на это примерно так же, как на разницу в освещенности ночью и днем. Снижение амплитуды электромагнитных колебаний говорит организму, что пора спать.

Благотворное влияние слабых электромагнитных полей исследователи подтвердили в прошлом году. Двадцать добровольцев в возрасте от 20 до 30 лет двенадцать ночей спали привычным для себя образом, еще столько же провели рядом с источником, который формировал магнитные импульсы с частотами два, четыре, восемь, 16, 20, 32 и 40 Гц.

По словам одного из разработчиков снотворного куба, заведующего лабораторией нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Владимира Дорохова, эксперимент показал: частоты от двух до 20 Гц способствуют засыпанию и углублению сна, от 20 до 40 Гц — пробуждению.

«Наш прибор должен располагаться примерно на расстоянии вытянутой руки. У него четыре режима сна. Видите, они отмечены точками на каждой стороне. Какой стороной куб к себе повернете, такой режим и будет. Если же скачать приложение и подключить прибор к телефону, число режимов увеличится до десяти», — объясняет научный сотрудник Физического института имени П. Н. Лебедева РАН Илья Блохин.

Он вертит в руках первый прототип, действие которого ученые уже проверили на себе.

«Лично у меня качество сна улучшилось», — улыбается Дорохов и добавляет, что в ближайшее время исследования продолжатся.

В частности, необходимо провести клинические испытания эффективности снотворного куба в борьбе с нарушениями сна.

Источник: https://ria.ru/20190315/1551805748.html

Бессонница: что делать, если ты лишился сна

Неизвестная бессоница, никогда не было

Сон… знаешь, для меня он сейчас как рай. Недостижимый и единственно желанный.

Это как в русских сказках, помнишь? Что самое сладкое на свете? Дурацкие тортики в этом случае вспомнит только тот, кто никогда не страдал бессонницей. Сон… услада уставшего тела и измученной души.

Но все эти чаяния в прах разбивает бессонница: что делать, если, несмотря на любые ухищрения, тебе так и не удается глаз сомкнуть за всю ночь?

Я мечтаю о сне, как ребенок, ждущий новогоднего подарка. Жажду его, как мужчина — вожделенную женщину. Да не тут-то было. Тело уже просто ноет, требуя отдыха, ты наконец дотаскиваешь его до кровати и… ничего. Оно лежит себе как камень. А твой разум будто существует сам по себе, и сон вовсе не входит в его планы.

Что делать если замучила бессонница? Как бороться с этой напастью, чтобы обрести желанный отдых? Может, бессонницу можно лечить? Чтобы понять, что делать при бессоннице, для начала стоит разобраться в причинах бессонницы, этих «бдений» твоего разума. Вспомни, чем обычно занят твой ум в то время, как тело безудержно хочет спать.

— Мысли бегают по кругу, будто лошади в цирке. Прокручивают в голове одно и то же, одно и то же…— Может, возникает ощущение, что ты на грани какого-то озарения, вот-вот поймешь что-то важное, но мысль все время ускользает?

— Или ощущение такое, что при бессоннице твой разум бьется в клетке черепной коробки, словно ищет ответ… а ты даже не в силах осознать сам вопрос.

Бывало? Да, бессонница еще та подруга. Способна замучить всерьез. Хочешь знать, что делать, когда бессонница не дает жить? Ну, присаживайся в машину времени внутри твоей собственной головы. Да не робей. Эх, прокачу!

Отмотаем время чуток назад… еще немного… стоп! Помнишь, был период, когда тебя, с точностью до наоборот, было невозможно разбудить? О бессоннице тогда еще и речи не было. Ты просто проваливался в блаженную эйфорию сна и выпадал из реальности на 14–16 часов в сутки, а бессонница вообще была тебе незнакома. Это было спасением, потому что сама реальность при этом совсем не радовала.

Мир серый и пресный, люди — тупое стадо баранов, а жизнь не имеет смысла, верно? Здорово было сбежать в сон от такой неприглядной картины? До возникновения бессонницы тебе это прекрасно удавалось.

На самом деле, если этот период тебе довелось пройти без глубокой депрессии и бесплодных попыток лечиться от нее у врача — то ты просто счастливчик.

Бессонница — это «цветочки» в сравнении с ударным курсом антидепрессантов.

Но на этом временном отрезке мы останавливаться не будем. За мной, читатель! Отмотаем ленту времени еще немного назад. Корни твоей бессонницы лежат глубоко.

Ты начал осознавать, что ты странный, не такой как все. Люди вокруг озабочены тем, как больше заработать, завоевать любовь или построить семью. А тебе искренне непонятно, неужели ради этого стоит жить? Неужели в этой жизни нет какой-то более осмысленной цели, чем просто есть, пить, дышать, спать и размножаться?

[attention type=yellow]

Скорее всего, именно в этот период ты стал отдаляться от людей, уходя в свою «раковину». Они все равно не поймут. Только покрутят пальцем у виска. А еще они все вокруг галдят так, что от этого болят уши. Лучше быть одному.

[/attention]

И еще немного назад… Вот оно, детство золотое. Поищем истоки бессонницы именно здесь.

Ты очень рано начал задавать вопросы о том, как устроен этот мир, откуда взялись эти звезды, планеты и галактики, как возникла жизнь, и зачем она человеку дана. Откуда мы все пришли и куда идем. В чем замысел существования всего человечества, и для чего родился именно ты.

Сегодня ты страдаешь бессонницей именно потому, что спустя годы, на все эти вопросы ты так до сих пор и не нашел ответ. Бессонница будет «тормошить» твой разум, и не отпустит тебя, пока ответы не найдены.

Что делать, если бессонница не дает тебе жить? Для начала — познакомиться с самим собой

Таких людей, как мы, на Земле всего около 5%. Мы — это люди со звуковым вектором и с особым устройством психики.

Именно мы, звуковики, чаще других озабочены вопросом: что делать, если мучает бессонница. Причина проста: ведь страдаем хронической бессонницей тоже только мы.

Бессонница возникает у человека со звуковым вектором тогда, когда он не реализует заданные ему от природы таланты и устремления.

В чем они заключаются?

Звуковику от рождения задан недюжинный абстрактный интеллект. Реализовать себя он может именно в поиске и нахождении ответов на вопрос об устройстве мира и замысле существования человечества. Тогда его гениальный ум рождает идеи, которые направляют человечество к развитию. Реализованному звуковику бессонница не грозит.

Беда в том, что до недавнего времени звуковой человек вполне мог реализовать себя индивидуально, опережая время — как гениальный композитор (Моцарт) или ученый (Эйнштейн). И от бессонницы или депрессии такие люди точно не страдали.

Сегодня объем психики человеческого вида вырос настолько, что прорывные технологии и открытия создаются только усилиями коллективного разума. Например, для создания «айфона» потребовалась совместная работа около 10 тысяч гениальных умов.

Как реализовать себя и избавиться от бессонницы, если до гениального инженера ты пока не дорос?

Выход найден в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Это научное знание об устройстве психики человечества, в котором звуковики находят искомые метафизические причины любых событий реального мира. Чтобы справиться с бессонницей, депрессией и даже суицидальными мыслями, вполне достаточно заглянуть в бессознательное.

Бессонница мучает только того звуковика, который замкнут в тисках своего ограниченного разума. Осознание устройства нашей психики и сосредоточение снаружи снимает напряжение с любого звуковика.

Это не только избавляет от бессонницы, но и дает колоссальные силы жить и творить совместно с другими людьми.

Такие результаты уже получило множество людей со звуковым вектором, прошедшие тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана:

«… Прошла моя бессонница, которая длилась 50 лет, практически всю жизнь, учитывая, что мне сейчас 60 лет. Даже не поняла в какой момент это произошло. Стала спать ночью, даже если проснусь, то потом могу снова заснуть. Это так интересно, спать…»

Загифа К., Астана

«… Пришла на тренинг, потому что по ночам не было сна – просыпалась почти каждый час. Это просто ужасно. Утром разбитая, а надо на работу. Так вот – теперь сплю, даже не верится. Звуковые провалы, когда как бы не живешь стали совсем короткие, а были – неделями и месяцами…»
Виктория Л., Липецк

https://www.youtube.com/watch?v=br8ToK_nQmA

Бессонница — не приговор, а следствие незнания самого себя и недостатка реализации своих свойств. Подари себе шанс навсегда избавиться от бессонницы и ощутить полноту бытия. Регистрируйся на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке.

Автор Евгения Астреинова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 9.0/10 (4 votes cast)

VN:F [1.9.22_1171]

Бессонница: что делать, если ты лишился сна, 9.0 10 4 ratings

Источник: http://zvukofrenia.ru/ot-avtora/bessonnica-chto-delat-esli-ty-lishilsya-sna/

«Тебя никогда здесь не было»: рассуждение о насилии

Неизвестная бессоница, никогда не было

В ограниченный прокат и только на языке оригинала вышел один из самых громких фильмов прошлогоднего Каннского кинофестиваля – последняя работа Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было».

Именно впечатления от просмотра этой ленты сподвигли нас прервать обет молчания, чтобы рассказать тем, кто еще не дошел до кинотеатра, почему эту необычную картину с Хоакином Фениксом уже называют шедевром, а также помочь разобраться с неоднозначными моментами, если вы уже ее посмотрели.

ЧАСТЬ I. ОБЗОР

Пересказ сюжета займет буквально два-три предложений, да и сам по себе он типичен для многих представителей жанра «боевик». Но все самое важное для жанра (перестрелки, погони, драки) остается за кадром, т.к.

в случае «Тебя никогда здесь не было» оно не представляет никакой художественной ценности. Практически все визуальные решения фильма работают на то, чтобы показать атмосферу мира, в котором обитает его главный герой, наемник Джо в исполнении Хоакина Феникса, и что он собой представляет.

В итоге из криминальной драмы вырастает настоящий эмоциональный триллер.

Из криминальной драмы вырастает настоящий эмоциональный триллер.

Сюжет, такой простой и немного шаблонный, в фильме выполняет роль скорее побочной партии, не отвлекая зрителя от личной истории героя. Ведь интуитивно понятно, что происходило до событий «Тебя никогда здесь не было» и как они будут развиваться после финальных титров.

[attention type=red]

Одним из полноценных действующих лиц фильма можно назвать его дерзкий, нарочито акцентированный монтаж, который на протяжении всей ленты то и дело заигрывает со зрителем, призывая забыть привычные каноны боевиков. Благодаря такому монтажу сцены насилия всегда соседствуют с чем-то наивным или умиротворяющим.

[/attention]

Таким образом подчеркивается их абсурдность и в то же время грязная натуралистичность. Практически всегда монтаж подкрепляется аудиовизуальным контрапунктом, доводя абсурдность до апогея. Да и сцен насилия как таковых мы практически не наблюдаем.

Зрителю показывают либо «за секунду до», либо «секундой после», что зачастую вызывает ироничную ухмылку и guilty pleasure. «Тебя никогда здесь не было» мастерски орудует парадоксальностью, заставляя смотрящего чувствовать совсем не то, к чему он привык, опираясь на свой кинематографический опыт.

К сожалению, это говорит лишь о том, что нас приучили видеть в кино не реальную жизнь, наполненную противоречиями, а ее рафинат.

Фильм снят по мотивам книги Джонатана Эймса. Его короткая повесть (менее ста страниц) превратилась в такой же небольшой по объему сценарий, за который «Тебя никогда здесь не было» получил приз в Каннах.

Сценарий «Тебя никогда здесь не было» писался специально под Хоакина Феникса. Благодаря ему мы не только увидели сам фильм, но и получили его таким, какой он есть. Совместными усилиями с режиссеркой Линн Рэмси они создали нужный им образ, позволив себе некоторую свободу интерпретации, нашли то, чего не было в Джо из первоисточника.

Например, в одном из интервью Хоакин признается, что сам решил набрать вес для своего персонажа. Даже в таких деталях как внешность актер пытался показать человека в нездоровом психическом состоянии. И это у него получилось сполна. Как итог – приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале и одна из лучших его ролей во всей карьере.

Отдельно стоит отметить звуковое сопровождение авторства Джонни Гринвуда.

Синти-поп, отсылающий к чему-то знакомому, неоновому и нуарному, диссонансные гитарные аккорды, партии скрипки, дискомфортные для прослушивания, гнетущие шумы, сбитые ритмы – ни одна музыкальная тема не пройдет незамеченной.

Если попытаться вообразить, как бы могла звучать музыка в голове у человека с посттравматическим стрессовым расстройством, то это будет саундтрек Гринвуда. Если визуализировать этот образ, то перед вами предстанет Хоакин Феникс.

Можно найти много отзывов, в которых сравнивают «Тебя никогда здесь не было» со многими известными фильмами как прошлого, так и современности. Несомненно, в образах и сюжете можно разглядеть и «Таксиста», и «Леона», и «Драйв».

Но перед просмотром главное не забывать, что темы насилия и жестокости хоть и схожи, но не подлежат отождествлению. Жестокость и то, что является ее катализатором, часто можно найти в кинематографе криминального жанра.

Насилие, в свою очередь, представлено здесь в виде пережитой травмы, важно не само ее проявление, а последствия. И это является основной темой ленты.

дальнейший текст содержит в себе спойлеры.

ЧАСТЬ II. АНАЛИЗ
Не об убийствах, а об убийце

Неоднократно в отзывах зрители говорили о том, что им фильм показался менее жестоким, чем они ожидали. Оно и не удивительно: редко в фильмах о наемных убийцах уделяется больше времени раскрытию персонажа, чем непосредственно убийствам.

В «Джоне Уике» мы не видим душевных терзаний Киану Ривза по поводу смерти домашнего питомца – он просто берет пистолет и идет убивать плохих парней.

Но это никак не раскрывает его персонажа, не помогает его развитию, а в случае с «Тебя никогда здесь не было» не продвигало бы сюжет.

[attention type=green]

В некоммерческом, авторском кино (да и, будем честны, в любой качественной ленте) абсолютно все сцены и детали имеют свое значение и показаны с какой-то определенной целью. Так мы имеем неопрятного, маскулинного персонажа, который всегда немногословен и обеспокоен тем, чтобы оставаться инкогнито даже для знакомых людей.

[/attention]

Нам часто показывают планы со спины, фиксирующие его крупное телосложение и медлительную, неуклюжую походку.

Из размытых флешбеков и воспоминаний мы можем лишь строить догадки о том, что случилось в его детстве, но внешний вид его говорит о подсознательной защите от окружающего мира, а походка открыто заявляет о страхе и неуверенности.

За доказательствами этой теории далеко ходить не нужно. Хоакин Феникс немало набрал в весе для этой роли и прямо заявляет – это необходимо было для создания нужного образа. Несмотря на то, что рост актера всего 173 см, на экране его персонаж за счет одной своей массы кажется опасным.

Он неопрятен, имеет густую растительность на лице, угрюм и серьезен. Все эти мелкие особенности внешности имеют очевидную причину – способ обезопасить себя из-за пережитого в детстве насилия. Подсознательно любой человек после подобного опыта стремиться к тому, чтобы исправить это единственным интуитивно-понятным способом, т.е.

стать сильным. Но, как мы знаем из финала, это может не сработать.

Кого и почему никогда здесь не было?

Одна из самых важных деталей для понимания ленты – ее название. Можно найти множество интерпретаций как самой истории, так и мелких сцен, показанных в фильме. Но самое важное, что хотел сказать автор, кроется именно в заголовке.

Перед нами два персонажа: наемный убийца Джо и несовершеннолетняя дочь политика Нина. Как происходит их взаимосвязь? Девочку похищают – Джо ее спасает из плена. Он пытается заботиться о ней, быть ее защитой и опорой: в машине, когда предлагает ей еду и воду, и в номере отеля, когда она узнает о смерти отца.

Вот только исключительность этих эпизодов в том, чтобы показать: девочке поддержка и помощь Джо не нужна. От еды и воды она отказывается, а после трагической новости нам показывают, как стойко она ее принимает. И явно не благодаря поддержке сильного мужчины рядом.

Да и самого спасения из плена было недостаточно – в итоге ее похищают еще раз.

Центральная идея заключается в том, что именно Джо здесь никогда не было.

[attention type=yellow]

Психологически и эмоционально он всегда находился в другом месте: в своем прошло с отцом-садистом, пытавшимся сделать из сына настоящего мужика, а не «трусливую девчонку»; где-то на войне на Ближнем Востоке, наблюдающим за жестоким убийством ребенка.

[/attention]

В конце концов, Джо находится в своем воображении, где он сублимирует свою беспомощность в детстве в то, чем он занимается сейчас. Например, в качестве орудия расправы над плохими дядями, он использует молоток — то, чем орудовал в детстве его отец.

Другой момент: хоть мы и называем этого героя наемным убийцей, цели у него исключительно благие. Ведь основным его занятием являлось «вызволение» детей из неблагоприятных ситуаций, в которые они угодили. В конце концов его «отсутствие» выливается в то, что Нина справляется сама: именно она перерезает горло главному злодею, сама себя освобождает от сексуального рабства.

Детская травма Джо заключалась в том, что он в ее возрасте не мог спасти ни себя, ни мать. Он не мог ничего сделать отцу и все, что ему оставалось – смотреть, как мать в крови прячется под столом или же самому прятаться от родительских криков в шкафу. Но почему Джо плачет, когда видит, что девочка обошлась без его помощи? А потому, что он не справился со своей задачей сам.

Смысл шаблонного сюжета

Как уже неоднократно говорилось, сюжет незамысловат и прост в своей лаконичности. Шаблонная история примечательна несколькими деталями. Во-первых, ее нелинейность: прошлое пересекается с настоящим, а реальность смешивается с иллюзиями и галлюцинациями.

Эти приемы были использованы для того, чтобы сюжет в качестве декораций больше подходил персонажам и идеям, что они продвигают. Во-вторых, абсурдность происходящего. Мы наблюдаем драматический поворот в жизни главного героя – убийство его матери. Виновник этой трагедии почти наказан: он беспомощно лежит на полу и истекает кровью.

В действительно клишированном кино герой в порыве ярости показал бы всю свою маскулинность жестокой сценой расправы. Но что делает Джо? Он ложится рядом и, держа своего условного врага за руку, поет с ним песню, звучащую по радио. И это выглядит абсурдно только на первый взгляд. То, что следует дальше наделяет эту сцену логикой.

Мы видим, как Джо собирается покончить с собой и лишь в последний момент передумывает из-за воспоминания о беззащитной девочке.

И этот «жизненный абсурд» наблюдается во всем сюжете. Маленькая девочка оказывается настолько сильной, насколько слаб взрослый мужчина. Богатые и властные мужчины просто насилуют детей: без заговоров, тайных умыслов и подводных камней. Они это делают, потому что могут. Как и в реальной жизни.

Финал

Финал картины рассказывает о том, что Джо примерился со своей слабостью и принял ее. Он остался тем же беззащитным ребенком из своих детских воспоминаний. Часто люди после пережитого в детстве насилия останавливаются в психологическом развитии. В качестве подтверждения мы имеем самые милые и спокойные сцены в фильме – диалоги Джо с мамой.

[attention type=red]

Их общение происходит через своеобразную игру, понятную только близким людям, через наивное счастье, терпение и заботу. В одной из сцен мать упоминает девушку, с которой Джо встречался 20 лет назад, будто это было вчера. Она показывает, что до сих пор воспринимает сына ребенком и не может это преодолеть.

[/attention]

Этот коротенький диалог можно было бы воспринять сугубо юмористически, однако не разглядеть здесь трагизм довольно сложно.

В Джо действительно живет ребенок, который в конце все-таки перестал бороться со своей сущностью – он принимает себя, соглашается с тем, что он беспомощен и примиряется со своим естеством. И этот взрослый мальчик ничем не отличается от маленькой девочки с окровавленными руками, перед которой он сидит на коленях.

Послесловие

Уже почти пошли титры, но перед нами еще одна сцена, которая может лишь больше запутать зрителя. О чем она? Подведение итогов? Послесловие? Джо и Нина сидят друг напротив друга в кафе, у обоих на глазах слезы.

Если раньше они были связаны пережитым насилием (у него – в прошлом, у нее – в настоящем), то теперь они объединены общим одиночеством и не имеют смысла жить. Ведь если кто-то из них прямо сейчас застрелится, никто этого даже не заметит.

Оба персонажа не знают, чего хотят, и куда дальше двигаться.

Перед нами явно не открытая концовка. Это не хэппи-энд и не трагедия. Не было спасения, не было откровения. Нам лишь дали слабый луч надежды, веру в будущее, которое все еще не потеряно для них обоих. Но оно по-прежнему туманно. Поэтому есть только сейчас, только сегодняшний день. И он прекрасен.

Мар 27, 2018Олег Мельник

Источник: https://irl.by/art/movies/you-were-never-really-here.html

Доктор онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: