Плохая дикция
Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппаратпроизводит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Дикция речи состоит:
- Из отчетливой артикуляции;
- Правильной артикуляции;
- Манеры произношения: темпа и интонации.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкойартикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативновлияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях можетпоявится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться кмонотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливопроизносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательныхупражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Как улучшить дикцию взрослому и подростку
Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижнейчелюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате словапроизносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».
Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостаткипроизношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефектыдикции речи, сделать ее четкой и выразительной.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся ккаждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единогослова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретнуюпроблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, чтодля того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
- Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, еслипроизносить звуки как можно глубже в полости рта.
- Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
- Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадимязыку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
- Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движенийнеба, щек и губ тянем звук «М».
Упражнения для дикции и артикуляции
Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,развивающие его гибкость:
- Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов«проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
- Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдохносом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходитьрезко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
- Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губныемышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
- Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоватьсядыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст снормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. Атеперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использоватьи в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневнопроговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы впроизношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора наработу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использованияскороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:
- Для тренировки звуков: р, л, м, н.— Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.— Все бобры для своих бобрят добры.
- Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.— Свиристель свиристит свирелью.— Прецедент с претендентом.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированныхкурсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращатьвнимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикциюименно в вашем случае.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
Источник: https://www.medaid.ru/logopedy/vzroslie/diktsiya/
Хорошая дикция — залог вашего успеха: как улучшить и развить
Дикция — это отчетливость и правильность произнесения звуков. Как улучшить речь и дикцию, чтобы быть уверенным в себе, чувствовать силу своего голоса и слова?
Важность для человека и социума
Если человек четко произносит слова, оттеняет их соответствующей интонацией, имеет приятный тембр голоса, то он обладает хорошей дикцией и техникой речи.
И, напротив, если человек говорит невнятно, монотонно, слишком тихо или чересчур громко, проглатывает слова или неестественно медленно растягивает их, то дикция и техника речи у него не в порядке.
Находясь в социуме, общаясь с другими, своей речью человек создает о себе впечатление. Четкая и правильная дикция делает человека приятным в общении, располагает к себе.
[attention type=yellow]У человека с плохой дикцией неизбежно возникают сложности. Ему трудно донести информацию до собеседника. Из-за усилий разобрать его слова рассеивается внимание и ускользает суть сказанного.
[/attention]Речь человека — это выражение его натуры. Она самым тесным образом связана с тем, как человек воспринимает сам себя.
Неуверенный в себе, сомневающийся, не умеющий принять решение, взять ответственность на себя человек, как правило, говорит тихо, бессвязно, глотает слова или замедляет темп речи. Впечатление, которое он производит на тех, с кем общается, мягко говоря, неважное. Ответной реакцией может быть и раздражение, и разочарование, но в любом случае — желание поскорее закончить неприятное общение.
Красивая дикция характерна для людей с лидерскими качествами. Это — уверенность в себе, умение спокойно преодолевать трудности, самообладание, способность говорить и убеждать. Речь такого человека отличается четким произношением, выразительностью, приятным звучанием. Общение с ним доставляет удовольствие.
От чего зависит дикция
Дикция (или четкость речи) зависит от работы речевого аппарата. К нему относятся органы:
- слуха,
- артикуляции,
- дыхания
- центральная нервная система.
Гласные и согласные звуки непосредственно создаются артикуляционным аппаратом. Все дефекты этих органов отразятся на четкости произнесения звуков.
Причины плохой дикции
Причинами проблем с четкостью речи у взрослых и детей могут быть:
- Слабые мышцы щек, языка и губ. В этом случае речь будет невнятной, образно говоря, “каша во рту”.
- Недостаточная длина уздечки языка. От этого зависит произношение свистящих, шипящих и звуков “л”, “р”.
- Неправильный прикус и проблемы с зубами. Они также повлекут за собой неправильное произношение звуков и слов.
- Плохой слух. Ухудшается восприятие, меняется громкость голоса.
- Нарушение ритма дыхания. Когда пересыхает во рту или не хватает воздуха, меняется интонация и скорость произношения звуков. А от волнения и вовсе можно начать заикаться.
Как развить дикцию и четкость речи
Успешность, коммуникабельность, привлекательность — это те черты, которыми хочется обладать каждому. Поэтому очень актуальны сегодня вопросы:
- Как улучшить дикцию?
- Как тренировать дикцию?
- Как исправить дикцию?
- Как разработать дикцию?
Если вам не нравится то, как вы говорите, то самое время принять решение заняться развитием и тренировкой своей дикции. Выдержка и терпение обязательно дадут результат. Вы поверите в себя, обретете силу голоса и слова.
Работа над четкой речью и произношением заключается в следующем:
- тренировка мышц артикуляционного аппарата;
- постановка гласных звуков;
- постановка согласных звуков;
- отработка отдельных слов и фраз.
Упражнения для дикции
1. Упражнения для языка
- постараться дотянуться языком до кончика носа и подбородка;
- совершать языком круговые движения с закрытым ртом;
- подвигать языком по сторонам;
- постучать языком по внутренней стороне зубов;
- открыть широко рот и вытянуть язык к верхним зубам.
2. Упражнения для щек
- надувать щеки поочередно со сжатыми губами;
- надуть щеки, произнести звуки “п”, “б”;
- надувать и втягивать щеки поочередно.
3. Упражнения для губ
- вытянуть губы, затем широко улыбнуться;
- с легким нажимом зубами проводить по губам;
- с выдохом заставить вибрировать губы со звуком “тпру-у-у”;
- делать круговые движения губами в разные стороны.
4. Упражнения для нижней челюсти
- преодолевать сопротивление ладони у подбородка;
- движения в стороны, круговые.
5. Упражнения для мягкого неба
- зевать с открытым ртом;
- имитировать полоскание горла.
Тренируем дикцию постановкой гласных звуков:
- произносить гласные звуки поочередно пока хватит дыхания;
- произносить сочетания из двух, затем из трех гласных звуков;
- произносить сочетания с координацией высоты голоса.
Развиваем дикцию постановкой согласных звуков:
- произносить активно и отрывисто звуки “п-б”, “к-г”, “т-д”;
- “ссс-ззз” — точить бруском косу, “жжж” — коса звучно режет траву;
- “тррр”, вибрирует кончик языка — заводить автомобиль, “дррр” — мотор завелся.
Упражнения с отработкой отдельных слов и фраз:
- Произнесение скороговорок от простых к сложным; можно усложнить задачу и проговаривать звуки с орехами во рту;
- Повторение труднопроизносимых слов, взятых, например, из словаря;
- Чтение текста с закрытым ртом, что многократно усиливает эффект речевых упражнений.
Для того, чтобы улучшить дикцию и четкость речи, можно делать упражнение с пробкой. Его суть заключается в следующем: пробку зажимают зубами и разговаривают, читают, декламируют стихи. Таким образом ые связки получают дополнительную нагрузку.
Это эффективное для улучшения дикции упражнение могут практиковать все, кто хочет научиться четко выговаривать слова и отработать дикцию речи.
Как еще можно заниматься самостоятельно
Улучшить дикцию и речь в домашних условиях поможет диктофон. Наговорите текст и послушайте себя. Вам станет ясно, над чем надо работать. Определите для себя, какие звуки у вас “хромают”, подберите материал именно для их проработки.
Поставить речь и дикцию взрослому самостоятельно можно:
- “классикой жанра” — произнесением скороговорок с орехами во рту;
- чтением вслух, чем дольше, тем лучше.
Выполняя эти простые упражнения для улучшения дикции, вы сможете развить хорошую дикцию и речь даже без дополнительных уроков, если, конечно, будете добросовестно и усердно трудиться себе во благо.
Стихи для развития четкой речи
Развивать дикцию и речь помогает поэзия. Некоторые стихи имеют сложный слог и очень подходят для развития произношения у взрослых и подростков.
Например, стихотворение В.Брюсова “Буря с берега” является одним из самых действенных упражнений по технике речи на дикцию:
Упражнения на постановку дыхания
Следует отметить, что работа над техникой речи кроме развития дикции включает постановку дыхания. Упражнения по дыханию направлены на то, чтобы научиться правильно расходовать запас воздуха, дышать спокойно и неслышно.
Таким упражнением может быть, например, чтение стихов во время ходьбы. Дыхание не должно сбиваться, вдох — незаметный, выдох — не до конца. Правильно дышать получится, если следить за своей осанкой, держать спину прямо.
Развитие дикции у детей и подростков
Чтобы исправить дикцию подростку, можно воспользоваться методикой развития четкой речи у взрослых. Выполняя те же упражнения для четкой речи, можно уже в этом возрасте постепенно выработать хорошую дикцию и развить речь.
Упражнения на дикцию для детей должны быть похожи на игру. Развитие правильного произношения и четкой речи следует сделать легким и интересным.
Плохая дикция у ребенка мешает ему общаться со сверстниками, не лучшим образом сказывается на успеваемости в школе. Чтобы помочь ему преодолеть резкость, нервозность, отчуждение, занятия следует проводить в легкой, непринужденной обстановке, в игровой форме.
Сначала разминаем язык и губы:
- Улыбаемся широко как солнышко, стараемся не открывать рот.
- Сохраняем улыбку и показываем свои красивые зубки.
- Складываем губы в трубочку и воем как волк “ууу”.
- Из этого положения постепенно открываем рот и произносим “ооо”.
- Широко открываем рот для звука “ааа”, точно так, как просит доктор, чтобы вылечить больное горлышко.
- Высовываем язык как лопатку, пытаемся дотянуться им до подбородка.
- Облизываемся, как волк, совершая круговые движения высунутым языком.
- Упираемся языком в щеки с закрытым ртом, как будто перекатываем леденец.
- Открываем широко рот и языком считаем верхние зубки.
- Пытаемся изобразить, как цокает лошадка.
После неторопливой разминки переходим к скороговоркам:
- Считаем вместе с ребенком “раз, два, три”.
- Добавляем слово “раз сушка, два сушка, три сушка”.
- Усложняем “Саша сосала сушку раз, Саша сосала сушку два, Саша сосала сушку три”.
- Изучаем и пробуем воспроизвести длинную скороговорку “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.
Проговаривание и заучивание смешных стишков с проблемными звуками принесут и пользу, и хорошее настроение:
Темп занятий выбираем индивидуально. Каждое занятие начинаем с повторения предыдущего. Смех, раскованность, усердие ребенка подскажут вам, что ему нравится с вами заниматься. А это значит, что положительный результат — не за горами!
Хорошая дикция — залог вашего успеха: как улучшить и развить Ссылка на основную публикацию
Источник: https://KakGovorit.ru/diktsiya-kak-uluchshit
Нарушение речи у взрослых
Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и ого аппарата.
Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании.
Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.
В ЦЭЛТ вы можете получить консультацию специалиста-невролога.
- Первичная консультация — 3 200
- Повторная консультация — 2 000
Записаться на прием
Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную.
К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.
Выделяют такие виды нарушений речи:
- изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
- гнусавость;
- заикание;
- дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
- афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, —
- проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
- дизартрия — нарушение артикуляции;
- олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
- мутизм (молчание);
- дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).
Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.
Изменение темпа
Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа.
Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.
Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.
Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.
Заикание или логоневроз
Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.
Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.
Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.
Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги.
Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна.
Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.
Афазия
Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.
Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.
Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает.
Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.
[attention type=red]Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.
[/attention]Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.
Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.
Дизартрия
Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие.
Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией.
При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к неврологу, чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание).
Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.
Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:
- бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
- псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
- экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
- мозжечковая — «скандированная» речь;
- полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.
Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.
Мутизм
Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.
Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме.
Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук.
[attention type=green]Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.
[/attention]Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.
Дисфония
Расстройство, при котором голос теряет звучность. Бывает при респираторных инфекциях, болезнях ых связок, опухолях. Это профессиональная болезнь певцов, преподавателей, публичных личностей.
Врачи ЦЭЛТ подробно разбираются в том, что конкретно произошло с речью человека. Высочайшего класса диагностика и своевременное лечение помогают спастись при нарушениях мозгового кровообращения, растущих опухолях, агрессивных инфекциях.
Источник: https://www.celt.ru/simptomy/narushenie-rechi/
10 токсичных фраз, которые не стоит говорить человеку в беде
Многие фразы из списка стали дежурными. Мы употребляем их не задумываясь и этим рискуем не помочь человеку, а только усугубить ситуацию.
1. «Я же говорил»
Здесь важен контекст. Если вы подбадривали человека и у него в итоге всё сложилось отлично, то ничего страшного в этой фразе нет. Но чаще её произносят, когда что‑то пошло не так. И это способ сделать собеседнику ещё хуже.
Смысл фразы: не хочу тебя слушать, сам виноват в своих проблемах. Сюда же примешивается лёгкое чувство триумфа и соперничества: мол, я знаю, как надо, а ты опять облажался.
Ксения Несютина, психолог, руководитель онлайн-школы для родителей
Так что, если перед вами не злейший враг, переживите своё ликование самостоятельно, не пинайте упавшего.
2. «Я же тебе хорошего хочу»
Это любимая фраза родителей, которые оправдываются за грубое вторжение в жизнь своих уже взрослых детей. Изначально эти слова кажутся невинными и даже примиряющими, однако на деле очень коварны.
Они запрещают злиться на другого человека, что бы он ни сделал. Ведь он для тебя старается! Кажется, что остаётся только смириться с нарушением границ и забыть про собственные желания.
Примитивная манипуляция, до которой лучше не опускаться.
3. «Да я бы на твоём месте…»
Вот повезло: вы на своём месте и можете приосаниваться на фоне того, кто попал в затруднительную ситуацию. Во‑первых, даже если ваш совет отличный, человек уже поступил как‑то иначе. Дальнейшее копание в ситуации напоминает срывание корки с болячки — так она никогда не заживёт. Во‑вторых, вы не были в тех условиях и не можете знать наверняка, как бы поступили.
4. «Просто займись делом, и всё как рукой снимет»
Причина плохого настроения, хандры, упадка сил обычно кроется не в скуке и лени. Поводов для этого может быть масса, в том числе и медицинского характера.
Кажется, что таким образом вы поддерживаете друга. Но душевное состояние человека не всегда зависит от физического.
Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов
Советы «просто взять и сделать что‑то» лишь усугубляют ситуацию, потому что добавляют к тоске чувство вины за то, что не можешь «просто» заняться чем‑то, радоваться и веселиться. Скорее человек закроется в себе и перестанет делиться своими проблемами, потому что ваш позитив только добавляет боли и страданий.
5. «Ну ты попал!»
Кажется, что это просто констатация факта. Однако фраза может обострить чувство бессилия и отчаяния у человека в трудной ситуации. Особенно если её произносит кто‑то из ближнего окружения.
6. «Можешь меня не слушать, конечно, но я всё-таки скажу»
На первый взгляд, человек просто высказывает собственное мнение и даёт выбор — прислушиваться к нему или нет. На деле никакого выбора собеседник, конечно, не имеет. Он в любом случае неразумный щенок, который поступит по‑своему (читай: по‑глупому) или сделает так, как ему велят. Это всего лишь один из способов проломить чьи‑то границы.
Как правило, человек, который это говорит, перегружен эмоциями злости, зависти, обиды. Он не может сдерживаться и выливает это на вас, как ведро с помоями.
Ксения Несютина
7. «Да подумаешь, проблема!»
Восклицания со смыслом «Стоит ли из‑за этого переживать!» не подбадривают. Если человек мучится, значит, тому есть причины. Вы же даёте понять, что он недостаточно важен и страдает тоже недостаточно, чтобы его воспринимали всерьёз.
Если хотите помочь, то работайте с тем, что есть, даже если вам кажется, что проблема яйца выеденного не стоит.
8. «Наверное, это не случайно произошло»
Неприятности будто возникли не просто так, а по какому‑то высшему замыслу. Карма, истории о расплате за грехи — атрибуты мифа о справедливом мире, в котором каждому воздаётся по его поведению. Вера в него помогает мириться с действительностью и полагать, что с играющими по правилам ничего плохого не произойдёт.
Разумеется, это враньё. Ужасные вещи случаются просто так с разными людьми, а виноватые могут прожить долгую и прекрасную жизнь.
Так что, если с человеком приключилось что‑то плохое, не стоит пытаться унять свою тревогу за счёт поиска его вины в произошедшем.
В такой реакции‑рассуждении звучит не прямое обвинение, а косвенное. Но оно может вызвать у человека ещё большую подавленность и чувство вины.
Наталья Федоренко, практикующий психолог и исполнитель сервиса YouDo
9. «Если он ещё раз так поступит с тобой, я его убью!»
Вы хотите продемонстрировать, что всегда защитите собеседника, но такой порыв приводит вовсе не к тому результату. Допустим, ваши слова звучат вполне серьёзно и правдоподобно. Что будет, если вы действительно сдержите их? Агрессор мёртв, защитник в тюрьме. Мало кто будет готов на такие жертвы.
Если проблема повторится, вы вряд ли о ней узнаете, потому что теперь сами превратились в источник опасности, а не поддержки.
10. «Да не мог он так поступить! Что ты перед этим сделал?»
Ребёнок рассказывает, что его ударил учитель. Сотрудница жалуется, что начальник принуждает её к интиму, угрожая увольнением. Что они рискуют услышать? Тот самый вопрос, за которым скрывается «Значит, ты в чём‑то виноват».
Причина всё та же вера в справедливый мир и уважение к авторитетам. А результат — безнаказанность агрессоров и уязвимость жертв.
Что сказать человеку, попавшему в беду
Обратите внимание: все неуместные фразы связаны не с адресатом, а с тем, кто их говорит. Неважно, высказывает ли он свои сомнения или пытается убедить себя, что с ним‑то такого не случится, собеседник выступает лишь статистом в этом спектакле.
Если вы действительно хотите добра попавшему в беду человеку, сосредоточьтесь на его ощущениях. Он страдает, испытывает настоящую боль, даже если вам проблема не кажется значительной.
[attention type=yellow]Лучшее, что вы можете сделать, — выслушать, если он, конечно, хочет делиться своими чувствами. Покажите, что понимаете, о чём он говорит, не осуждаете его, сопереживаете.
[/attention]Для этого не надо эвфемизмов, называйте всё своими именами. Например, вы можете сказать:
- «Это ужасная ситуация».
- «Я понимаю, как тебе плохо».
- «Я на твоей стороне, можешь на меня рассчитывать».
- «Ты ни в чём не виноват, это могло случиться с каждым».
- «Должно быть, это очень больно».
Прислушивайтесь к потребностям человека и обойдитесь без самодеятельности, если хотите предложить помощь. Просто спросите, что вы можете сделать. Нередко уже самого вопроса достаточно, чтобы полегчало от осознания, что можно на кого‑то положиться.
А иногда даже говорить ничего не нужно. Просто будьте рядом.
Источник: https://Lifehacker.ru/toksichnye-frazy/
Невнятная речь: причины и особенности лечения
Сложности речи – расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.
Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.
Симптомы
Патология может выражаться в отсутствии речи или в нарушении произношения. Это может проявляться следующими симптомами:
- Нечеткость и замедленности речи, ее неразборчивость.
- Человек сложно подбирает слова и неправильно называет вещи.
- Быстрая речь, но бессмысленная.
- Поспешность мышления.
- Разделение слогов и постановка ударения на каждом из них.
Почему появляется у взрослых?
Невнятная речь у взрослых может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Из-за нескольких факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:
- Нарушения работы головного мозга.
- Травмы мозга появившиеся из-за инсульта или тромбоза.
- Травмы головы.
- Опухоли головного мозга.
Виды расстройств у детей
Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:
- Внешнее оформление высказывания — это расстройства произношения.
- Внутреннее оформление – системное расстройство речи.
Разновидности нарушений
Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:
- Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий ого аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
- Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
- Тахилалия – ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
- Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы речевого аппарата подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.
- Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
- Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда ая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
- Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.
По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.
При алалии проявляется невнятная речь. Этот дефект считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.
Особенности диагностики
Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия мышц языка.
Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.
Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.
Принципы лечения
Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:
- Опухоли удаляются хирургическим методом.
- Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
- Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
- Нормализация давления.
- Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.
Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.
Правила исправления речи
Нарушение речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.
Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:
- Личностное ориентирование.
- Создание эмоционально благоприятной обстановки.
- Взаимодействие с родителями.
- Положительная мотивация.
Логопедические занятия предполагают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные мероприятия, предполагающие переключение внимания с одной деятельности на другую.
Правила формирования речи
Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мероприятий будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей.
Чтоб речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:
- Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее лишь аккуратно исправлять.
- Следует показывать простые упражнения.
- Не нужно заострять внимание на ошибках, запинках.
- Необходимо позитивно настраивать на занятия с логопедом.
- Родителям нужно следить и за своей речью.
Прогноз и профилактика
Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.
При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение.
Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.
Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.
Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.
Источник: https://FB.ru/article/308648/nevnyatnaya-rech-prichinyi-i-osobennosti-lecheniya