Отставание в моторном развитии

Содержание

Задержка моторного развития у детей до года

Отставание в моторном развитии
Задержка темпов моторного развития или задержка освоения двигательных навыков ребенком до одного года встречается достаточно часто.

Опасно ли это для ребенка? К каким последствиям может привести отставание в освоении навыков?

В подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику.

Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором — как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:

  • Различные виды врожденных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода.
  • Инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни.
  • Врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата и т.д.

Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции  освоения двигательных навыков.

Проявления задержки моторного развития

Освоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

  • В возрасте одного-двух месяцев ребенок практически ничего не умеет. Способен только фиксировать свой взгляд на несколько секунд и хаотично двигать ручками и ножками. Выявить отставание в двигательной сфере на данном этапе практически невозможно. Однако опытный врач может определить чрезмерное повышение или снижение мышечного тонуса и другие характерные симптомы, возможно свидетельствующие о тяжелом поражении головного мозга.
  • Если малыш не пытается подняться при положении лежа на животе и не отклоняет голову, то, скорее всего, имеется задержка моторного развития, с которой необходимо сразу же обратиться в лечебное учреждение.
  • На шестой месяц жизни малыш никак не переворачивается со спины на бочок и живот, а так же обратно. Подобная ситуация может быть связана с целым рядом факторов, многие из которых являются физиологическими и не представляют угрозы.
  • Если ребенку уже восемь месяцев, а он до сих пор не пытается и не умеет ползать, то стоить обратиться к врачу-педиатру за консультацией и проведения дополнительных обследований.
  • К концу первого года жизни, любой малыш уже должен совершать хотя бы несколько шагов, в том числе и при поддержки родителей. Если этого не происходит, возможно имеется задержка моторного развития, требующая медицинского обследования.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Последствия задержки моторного развития

При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:

  1. Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
  2. Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
  3. Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
  4. В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.

В связи с возможными последствиями задержки моторного развития у детей до года необходимо тщательно следить за освоением ими различных двигательных навыков, начиная с самых простых, связанных с движением в сторону интересующих предметов, заканчивая такими сложными двигательными актами как ходьба. Знание закономерностей развития моторных навыков необходимо не только врачам-педиатрам и неврологам, а так же и самим родителям. 

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Источник: https://mirmam.pro/zaderzhka-motornogo-razvitiya

Причины задержки моторного развития у детей в возрасте до года

Отставание в моторном развитии

Появление ребенка в семье — огромная радость, долгожданное событие и волнение. Совсем маленький и совершенно беспомощный малыш становится главным человеком в доме, за развитием которого наблюдают родители и близкие родственники.

В первые дни после рождения кроха практически ничего не умеет, но он быстро адаптируется к условиям окружающего мира, осваивая новые навыки. Сначала младенец начинает держать голову, чуть позже учится переворачиваться, а потом сидеть, стоять и наконец ходить.

Совершенно нормально, что родителей волнует, насколько планомерным является моторное развитие малыша.

Они могут наблюдать за крохой, фиксировать его новые достижения, сравнивать их с таблицами, где указаны помесячные нормы двигательных навыков до года.

Но нужно понимать, что окончательное заключение о том, насколько правильно протекает моторное развитие и присутствует ли его задержка, сможет сделать только специалист.

Освоение новых движений у ребенка происходит постепенно, так, как это было предопределено природой. Малыш не может научиться сидеть до того, как он научится уверенно держать голову, стоять – до того, как научиться сидеть, и так далее. Скорость овладения новыми зависит от многих причин:

  • наследственность;
  • состояние здоровья;
  • физическое воспитание;
  • индивидуальные особенности.

Ниже поговорим о нормах, которые являются определяющими для успешного моторного развития малыша. Анализируя эти нормы, родители могут наблюдать за развитием своего ребенка, фиксируя изменения, чтобы определить возможную задержку моторного развития.

Первые три месяца: особенности моторного развития

Первый месяц в жизни малыша — период, от которого не стоит ждать слишком многого. В это время кроха только учится жить в новых для него условиях. Он отвыкает от того положения, в котором долгое время пребывал в утробе матери, постепенно избавляется от гипертонуса мышц конечностей.

Яркие изменения начинаются только ближе к концу первого месяца. У крохи становятся более сильными мышцы шеи, поэтому он удерживает голову в положении «столбиком» и пробует это делать в положении на животе.

Родители должны понимать, что для того, чтобы шейные мышцы быстрее окрепли, малыша нужно почаще выкладывать на живот, несмотря на то, что это положение в первые недели жизни не приносит ему удовольствия.

[attention type=yellow]

На втором месяце жизни моторное развитие крохи характеризуется достаточно крепкими шейными мышцами. В положении на животе кроха на втором месяце жизни уже уверенно удерживает голову и даже смотрит по сторонам.

[/attention]

Гипертонус мышц конечностей практически проходит в начале второго месяца и исчезает полностью к его окончанию. Если взять малыша под мышки, можно будет увидеть, что он упирается в опору ногами, не сгибая их в коленях.

У детей в этот период совершенствуются хватательные движения, они способны удерживать в ладошках предметы до нескольких секунд.

В три месяца мышцы шеи у ребенка окончательно окрепнут. Малыш спокойно держит голову в любом положении, а лежа на животе пробует опираться на руки и предплечья, осматривая все, что происходит вокруг.

Если выложить кроху на твердую поверхность, он будет отталкиваться ногами, совершая первые попытки ползти. Естественно, если все происходит именно так, ни о какой задержке развития не стоит волноваться.

Второй триместр первого полугодия

Четвертый месяц жизни характеризуется заметным скачком в моторном развитии малыша. Движения крохи становятся сознательными, улучшается их координация. Малыш удерживает предметы в руках, меняет положение тела по собственному желанию, приподнимается на предплечьях, делая попытку сесть.

В пять месяцев моторное развитие малыша продолжает совершенствоваться.

Кроха переворачивается с живота на спину и назад, держит игрушку и играет ей, с удовольствием лежит подолгу на животе, поднимаясь на локтях. Именно в пять месяцев многие дети изъявляют желание сесть.

Врачи не рекомендуют потакать им в этом, ведь в пять месяцев мышцы спины еще недостаточно крепкие, чтобы выдержать такое испытание.

[attention type=red]

Шестимесячный малыш старается увидеть, услышать, потрогать все, к чему имеет доступ. Кроха наотрез отказывается лежать и даже сидеть подолгу не хочет. Ему гораздо интереснее вместе с родителями исследовать окружающее пространство и ползать. В этот период моторное развитие переходит на новый уровень, и очень важно, чтобы родители это понимали и не ограничивали двигательную активность крохи.

[/attention]

Для шестимесячного ребенка продолжительное пребывание в кроватке или в манеже — серьезное испытание.

Малыш мечтает о том, чтобы его спускали на пол, разрешали ему исследовать содержимое шкафов, корзины с игрушками. Так он знакомится с миром, и нельзя ему в этом препятствовать.

В шесть месяцев кроха уже может перекладывать предметы и игрушки из руки в руку, пробует шагать, если его поддерживать под мышки.

Совершенствование моторного развития во втором полугодии

Первые полгода для самого малыша и его семьи были непростыми и ответственными. Далее моторное развитие будет происходить так же активно, но уже без особых сложностей. В первые 6 месяцев у крохи развиваются базовые навыки, и дальше ему остается их совершенствовать, радуя родителей новыми сюрпризами.

Седьмой месяц — новый этап в развитии малыша. Кроха уже умеет вставать на четвереньки и уверенно ползает, вставая на колени. Если удерживать его под мышки, он постарается не только шагать, но и прыгать, уверенно и с задором отталкиваясь от поверхности.

В восемь месяцев кроха умеет сам садиться, подниматься, ложиться, словом, становится в отношении моторного развития более самостоятельным. Малыш удерживается за бортики кроватки и подолгу стоит, пробует делать первые шаги. Но самое интересное — это игровые навыки. Малыш понимает, что предметами и игрушками можно манипулировать. Он ими стучит, кидает, перекладывает их.

Если все идет по плану и задержка моторного развития отсутствует, то к девяти месяцам ребенок уже будет пытаться ходить. Первые попытки будут наивны и неуклюжи. Кроха не сможет сразу сделать шагов без поддержки взрослых, но очень скоро у него это получится. Улучшается и мелкая моторика рук ребенка: он совершает целый ряд действий с предметами и игрушками, использует пинцетный захват.

Второй триместр второго полугодия малыша характеризуется совершенствованием движений. Малыш уже умеет ходить, сначала удерживаясь за опору, а потом и самостоятельно, хотя и не так уверенно, как хотелось бы родителям. Самые координированные и смелые к годику уже умеют преодолевать несколько ступеней и небольшие препятствия.

В этот же период малыши учатся осваивать предметы мебели: залезают на стул, стол, кресла, диваны, откуда не могут спуститься самостоятельно. Важно, что все действия малышей становится сознательными и более тонкими.

Кроха уже умеет закрывать, открывать, вставлять, переставлять, собирать игрушки и предметы. Он играет кубиками, вкладышами, крупной мозаикой, пирамидкой.

В год малыши очень активны и любознательны, нуждаются в повышенном и деликатном контроле взрослых.

[attention type=green]

Выше были описаны нормы моторного развития ребенка в период до года. Если кроха незначительно отстает или опережает сроки, то в этом нет ничего страшного, ведь речь идет об индивидуальном графике развития.

[/attention]

Однако, есть основания полагать, что у ребенка наблюдаются отклонения в моторном развитии, стоит обратиться за консультацией к педиатру. Ниже рассмотрим причины и симптомы задержки моторного развития у детей первого года жизни.

Причины сбоев в моторном развитии малышей

Естественно, что на график освоения ребенком новых навыков влияет ряд причин, среди которых особенно веская — это генетическая предрасположенность. Тем не менее педиатры выделяют причины, которые являются основными в случае отклонений в моторном развитии. Речь идет о следующих факторах:

  • нарушение процесса развития крохи в утробе матери, вследствие чего фиксируются отклонения в формирования коры головного мозга;
  • перенесенные в раннем возрасте инфекционные заболевания, болезни матери во время беременности;
  • сложные роды и родовые травмы;
  • пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам у будущих родителей;
  • электромагнитное излучение;
  • вредный труд родителей.

Задержка в моторном развитии малыша до года определяется по следующим признакам:

  • в 1 месяц ребенок неспособен удерживать голову в вертикальном положении в течение 30 секунд;
  • в 2 месяца малыш не поднимает голову более чем на 5 см над опорой;
  • в 3 месяца кроха не проявляет интереса к игрушкам, ручкам, не держит голову в течение 60 секунд;
  • в 4 месяца голова крохи откидывается назад, в положении на животе он не делает попытки поднять верхнюю часть туловища;
  • в 5 месяцев ребенок все еще плохо держит голову, неспособен менять положение тела;
  • в 6-7 месяцев кроха не может дотянуться до игрушек, не может сидеть даже с поддержкой;
  • в 8 месяцев не делает попыток ползать;
  • в 9-10 месяцев кроха плохо сидит, не делает попыток ползти, не стоит, удерживаясь за опору.

Также родителей должен насторожить тот факт, что к 12 месяцам малыш не может делать ни одного шага даже с поддержкой, не интересуется игрушками, имеет низкий уровень познавательной деятельности.

Как диагностировать отставание?

С раннего возраста дети находятся под наблюдением врачей, поэтому чаще всего обнаружить какие-либо заболевания получается на ранних этапах развития. Сразу после появления на свет у крохи берут кровь для анализа на наличие генетических заболеваний, его оценивают по шкале Апгар, после чего особенно активно наблюдают за ним в течение первого года жизни.

В случаях, если родители сильно обеспокоены отставанием в моторном развитии и врачи это беспокойство разделяют, может быть назначено обследование с УЗИ головного мозга для выявления возможных поражений.

В заключение отметим, что задержка моторного развития у детей до года возможна даже в семьях, где родители вели и ведут здоровый образ жизни, обеспечивают малышу должный уход, соблюдают режим питания, сна, отдыха.

От сознательности родителей, их наблюдательности и заинтересованности может зависеть своевременная диагностика нарушений.

Но это не означает, что стоит паниковать, если малыш сел на несколько недель или даже месяцев позже. Проконсультироваться с педиатром стоит, но только для того, чтобы исключить возможные проблемы.

Лечение назначают только в крайних случаях, когда диагноз «задержка моторного развития» подтверждается.

Источник: https://rebenkoved.ru/motorika/prichiny-zaderzhki-motornogo-razvitiya-u-detej-v-vozraste-do-goda.html

Задержка моторного развития или невролог торопит события?

Отставание в моторном развитии

Мамы сомневающиеся в назначениях неврологов при медленных темпах развития — вот Ваша успокоительная таблетка от Всемирной организации здравоохранения!

Если Вы уже перерыли все форумы и статьи на тему колоть ли ребенку актовегин, кортексин и еже с ними и так и не нашли разумного ответа на Ваш вопрос, то обратите внимание на окна достижений моторного развития опубликованных ВОЗ:

Сроки моторного развития по ВОЗ

Схему утащила с официального сайта ВОЗ.

О нашей «задержке моторного развития»

Когда Яне исполнился годик угораздило нас попасть на прием к неврологу.

Признаться большую часть приемов первого года мы проигнорировали, потому что, по-моему мнению, ответственная и внимательная мама лучше врача может справиться с диагностикой своего здорового малыша.

Те несколько раз которые мы попадали на прием производили на меня удручающее впечатление — это были формальные процедуры по заполнению врачебных отчетов, шаблонные фразы и некомпетентные рекомендации. Например:

  • о вводе прикорма в 4 месяца с соков, это учитывая наше прекрасное ГВ и отличные прибавки;
  • о том, что цельноклеточная вакцина АКДС нисколько не хуже бесклеточной.

Апогеем наплевательского отношения со стороны медицины стала задержка моторного развития, установленная неврологом по причине «в год самостоятельно не ходите» и назначение курсов актовегина внутримышечно и профессионального массажа.

На мое робкое «это обязательно?», последовал однозначный ответ «Обязательно!». Я, как мама тщательно контролирующая, развитие своего ребенка уже выходя из кабинета невролога, однозначно знала, что мой ребенок здоров, а назначение сделано для для подстраховки врача.

Как мама, я не могу промолчать и не обратиться к врачам.

Уважаемые врачи, если у вас нет времени на качественный прием  в течении которого вы в состоянии собрать информацию о ребенке настолько, чтобы взять на себя ответственность в его здоровье или отсутствии, не надо назначать средства с недоказанной эффективностью и кучей побочных эффектов!

[attention type=yellow]

Насчет актовегина, приведу классический пример с моего излюбленного форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера:

[/attention]

Мама: Сыну 5мес 1нед, сегодня были у невролога и нам назначили уколы Актовегин.

Попробую объяснить претензии врача к нам: гипертонус в ножках (встает на носочки), гипотонус в ножках (где ТБС), разный тонус в ручках (одна рука сильнее другой, это на самом деле заметно), не до конца раскрывает ладошки.

На вопрос есть ли у нас патология развития, доктор не дала вразумительного ответа, а на вопрос для чего же уколы ответ: «Чтобы вы к 6 месяцас были красивенькие». На данный момент пьем Пантокальцин и Элькар, делали электофарез и 2 курса массажа (первый курс в связи с кривошеей, сейчас исправили).

Ребенок переворачивается с живота на спину и со спины на животик, лежа на животе опирается на предплечья, пытается ползать, но пока не получается, не крутится на животе вокруг своей оси. Не хочется мучить ребенка уколами, не понятно действительно ли это необходимо. Подскажите, пожалуйста что же делать!!!???

Врач: Какой помощи Вы ждете от наших консультантов, если ничего не рассказали о патологии ребенка. Что беспокоит Вас? Что беспокоит ребенка? Актовегин, даже если его назначит 10 неврологов — не лекарство, а небезопасное снадобье.

Уколы — чтобы ребенок был красивым — бред.

Элькар и пантокальцин — бред. Электрофорез — экспонат музея истории медицины.

Массаж — хоть не навредит, хотя есть великое подозрение, что и к нему показаний не было.

Почему Вы взяли невролога третьим родителем? Что мешает ребенку просто расти?

Вернемся к схеме достижений ВОЗ, ведь из неё мы можем узнать, что оказывается нормально если ребенок не умеет:

  • самостоятельно сидеть до 9 месяцев;
  • стоять с поддержкой до 11 месяцев;
  • ползать до 1 года 1 месяца;
  • ходить с поддержкой до до 1 года 1 месяца;
  • самостоятельно стоять до 1 года 4 месяцев;
  • самостоятельно ходить до полутора лет.

И разумеется вопрос о целесообразности инъекций актовегина, кортексина и массажа снимается с повестки. Я уже неоднократно обращала внимание, на тот факт, что некомпетентные врачи здОрово дискредитируют медицину в глазах общества — взять, тот же вопрос недоверия к прививкам или иммуностимуляторам при ОРВИ.
Предлагаю пару вопросов для сбора статистики общественного мнения

Источник: https://mamazanuda.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F/

Задержка моторного развития

Отставание в моторном развитии

Задержка моторного развития или ЗМР – это особенность физического развития малыша, при которой он не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. Симптомы синдрома ЗМР проявляются уже в первые месяцы жизни младенца, поэтому заботливые родители должны предельно внимательно следить за физическим состоянием своего малыша.

Причины ЗМР

Развитие моторных навыков напрямую зависит от работы отделов мозга, отвечающих за правильную осанку и координацию движений.

Малыш начинает самостоятельно двигаться тогда, когда его опорно-двигательный аппарат сформировался, за что отвечает наследственная генетическая программа.

Однако всегда есть риск – что-то может пойти не так во время беременности, родов, в первые дни/недели/месяцы жизни крохи.

Основными причинами синдрома ЗМР специалисты называют:

  • Патологии формирования коры мозга еще в материнской утробе
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла будущая мама при беременности
  • Сложный акушерский анамнез – травмы при родах, гипоксия, асфиксия
  • Злоупотребление родителями наркотическими средствами и алкоголем
  • Воздействие радиации и электромагнитных излучений на плод

О причинах отставания в моторном развитии можно говорить очень много и долго. Нужно понимать, что в этом вопросе многое зависит от унаследованного алгоритма моторного развития. Малыш может пойти в 7 месяцев, но это не значит, что он станет лучшим атлетом, чем тот, кто пошел в 11,5 месяцев.

задача родителей – здраво смотреть на развитие своего ребенка и при наличии малейших симптомов ЗМР не тешить себя иллюзиями и не откладывать поход к специалисту. Очень часто задержка психомоторного развития переходит в гораздо более страшный диагноз – ДЦП. Поэтому здесь надежды на «авось пронесет» быть не должно.

Когда бить тревогу?

  • К концу первого месяца жизни ребенок не может самостоятельно удерживать головку в течение 20-30 секунд.
  • В двухмесячном возрасте он не в состоянии поднять голову на пару минут из положения лежа на животике.
  • К трем месяцам малыш не держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку, не смотрит на свои ручки, не сцепляет их вместе.
  • В четыре месяца младенец не может сменить положение тела, перевернуться на бок со спины.
  • 5 месяцев – держит головку неуверенно, не может перевернуться с животика на спинку.
  • 6 месяцев – ребенок сам не берет игрушки, не перекладывает предметы с одной руки в другую, не перебирает ножками, если поддерживать его под мышками.
  • 7 месяцев – не совершает попыток сесть, удерживаясь за мамины руки.
  • К концу 8 месяца он не способен подползать к интересующему предмету, не может сидеть самостоятельно и стоять с поддержкой.
  • К концу 9 месяца жизни ребенок все еще сидит неуверенно, не может стоять опираясь на мебель/стену, не ползает, не способен сам пить из кружки.
  • В год малыш не делает хотя бы несколько шагов вдоль кроватки или дивана, не садится на корточки, держась за мебель.
  • В два года – не говорит слов, в три года – плохо говорит, часто падает при ходьбе и не интересуется играми.

Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями.

Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде.

Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Лечение ЗМР

Программа лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер.

Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог.

Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей.

[attention type=red]

В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток.

[/attention]

Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности.

Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики.

Программа лечения ЗМР включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на виброплатформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия

Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток.

Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами.

Источник: https://galileomed.ru/nashi-napravleniya/zaderzhka-motornogo-razvitiya

Задержка моторного развития или незрелость? Беседа с неврологом

Отставание в моторном развитии

Евгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.

Готовность ребенка к навыку

— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?

— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка.

Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр.

  При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.

Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.

Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:

  • Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
  • Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
  • Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.

Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.

Дети не умеют лениться

— Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?

— Факторы риска следующие:

недоношенность менее 35 недель;оценка по Апгар — 5 и менее;ИВЛ после рождения;желтуха более 300 мкмоль/л;внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);если были судороги;если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;

если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).

— Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?

— Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.

Перевод таблицы с сайта Mamazanuda.ru

За границей детей не трогают? Это миф!

— Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?

— Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает.

Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает.

Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.

Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.

Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.

И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.

— Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?

— Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.

Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются.

Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует…

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и 

Автор фото Ксения Кудрина. Перевод таблицы mamazanuda.ru

Источник: https://uparents.ru/zaderzhka-motornogo-razvitiya-ili-nezrelost-beseda-s-nevrologom-chast-1/

Моторное развитие и его особенности

Моторные навыки ребенка, в первую очередь, зависят от подготовки организма, отделов головного мозга, которые отвечают за осанку и равновесие. Даже если они работают хорошо, малыш не будет двигаться и сидеть тогда, когда мышечная структура не будет готова к удержанию веса и выполнению необходимой работы для передвижения.

Ребенок начнет хватать игрушки, сидеть, ползать, ходить только тогда, когда его тело и мозг достигнут определенного развития.

Все это зависит от:

  • здоровья родителей до зачатия;
  • генетических факторов;
  • предрасположенности семьи ребенка к разным заболеваниям;
  • наличия или отсутствия хронических недугов матери до беременности;
  • инфекционных острых болезней в процессе вынашивания;
  • употребления алкоголя и курения родителями.

Начнет ребенок ходить в 7 месяцев и 3 дня либо в 11 месяцев и 6 дней зависит от программы моторного развития, которая им унаследована. Когда малыш начинает рано ходить, то соответственно, он рано приобретет и другие навыки. Однако, не доказано, что те дети, которые пошли рано, станут в будущем лучшими танцорами или спортсменами, чем те, кто научился ходить позднее.

График моторного развития ребенка

Малыш на 1 месяце жизни имеет повышенный тонус сгибательных мышц, вследствие чего его движения несколько ограничены. Работают только мышцы, отвечающие за жизненно важнейшие функции. Именно с 1 месяца начинается их развитие, и происходит это постепенно.

Самыми первыми начинают созревать шейные мышцы.

На 2 месяце жизни ребенок приподнимает головку, но на короткое время и в положении на животике. Для укрепления мышц в этот период следует выкладывать на живот ребенка по несколько раз в день на ровную поверхность.

Постепенно время выкладывания необходимо увеличивать. После шейных, начинают развиваться мышцы туловища и конечностей. Малыша в этот период не нужно одевать плотно, ему необходимо больше движений. Если сделать наоборот, то ребенку в последующем будет сложно вырабатывать двигательную координацию.

В 2 месяца малыш держит головку уже несколько минут, смотря по сторонам.

В 3 месяца у ребенка начинается оживление – он активно и хаотично двигает ручками и ножками на обращения мамы. Малыш захватывает игрушки, для чего ему подвешивают их так, чтобы он мог дотягиваться к ним руками. При положении на животике ребеночек, опираясь на предплечья, приподнимает верх туловище и головку.

На 4 месяце малыш, лежа на спине, поднимает головку, делает попытки сменить положение тела, приподнимается и переворачивается на бок со спины.

На 5 месяце он может приподнимать тело, находясь на животе и опираясь на ладошки, переворачивается на животик со спины, берет игрушку и при поддержке за туловище может переступать ножками.

[attention type=green]

6 месяц для малыша ознаменовывается свободой движений. Он начинает ползать для того чтобы добраться до игрушки – это хорошо развивает спинные мышцы, улучшает кровообращение и осанку.

[/attention]

Начиная с 7 месяца, ребенок берет игрушки и перекладывает их с одной руки в другую, стучит ими по разным предметам, прекрасно ползает и может хорошо стоять при поддержке взрослых.

Хорошо сидеть ребенок начинает к 8 месяцу, поэтому стимулировать его делать это на более ранних месяцах не стоит, так как это может ему навредить. Неокрепшие мышцы не могут держать хорошо позвоночник, что способно привести к его искривлению. Только когда малыш сам делает попытки сесть или встать, показывает, что его мышцы достигли необходимой крепости.

В 8 месяцев малыш может сам ложиться, ухватившись за что-нибудь вставать, давать ручку.

9 месяц характеризуется способностью ребенка твердо стоять с опорой, залезать на предметы, переступать, придерживаясь ручками, он набирается ловкости, а при игре поворачивает корпус тела.

На 10 месяце малыш при игре с поддержкой становится на колени, нагибается, может переходить от одного предмета к другому, закрывать и открывать коробочки, вкладывать предмет в предмет. В 11 месяцев он забирается вверх по ступенькам, долго стоит и ходит при поддержке, играет активно с предметами и бумагой.

В годик ребенок на ногах стоит прочно, хорошо ходит, может носить предмет двумя ручками. В такой период необходимо следить внимательно за малышом, поскольку его двигательные движения могут привести к несчастным случаям, так как он активно контактирует с окружающим пространством.

Признаки задержки моторного развития

Для того чтобы определить нарушения в моторном развитии малыша, необходимо знать по каким признакам оно определяется. Они проявляются уже тогда, когда ребенок еще не ползает, ходит, сидит и играет с игрушками.

Следует сообщить педиатру в случае, если ребенок:

  • в конце 1 месяца не может удержать головку вертикально на мгновение;
  • в конце 2 месяца не отрывает голову от поверхности на 5 сантиметров и не может ее удержать; делает нессиметричные движения конечностями;
  • в конце 3 месяца не держит голову вертикально на протяжении полминуты, на животе – минуту; не тянется к игрушкам; не разглядывает свои руки;
  • в конце 4 месяца головка отклоняется назад, если его поднимают из лежачего положения, а лежа на животе, не приподнимает туловище; в вертикальном положении не опирается на пальцы ног при поддержке под мышками;
  • в конце 5 месяца не держит уверенно голову, в особенности тогда, когда его поднимают из лежачего положения; не может хорошо повернуться на спину с живота; неуверенно тянет к игрушке ручку;
  • в конце 6 месяца не может дотянуться к игрушке, не захватывает ее лежа на животе; а при поддержке под мышками ножками не перебирает;
  • в конце 7 месяца не делает попыток сесть при поддержке за руку матери;
  • в конце 8 месяца не ползет назад; не может удержать между пальцами пуговицу; при поддержке не стоит;
  • в конце 9 месяца при сидении держит равновесие плохо; не ползет вперед и вокруг оси не поворачивается; не пьет сам из чашечки; не может сдернуть шапку;
  • в конце 10 месяца не пытается принять стоячее положение; не сидит, вытянув ножки; не ползает; не стоит и не двигается при поддержке за опору;
  • в конце 12 месяца не делает шажки, держась за руки родителей; не способен удержать одной рукой 2 маленькие игрушки и не может отдать их взрослому.

Стоит заметить, что формирование хватательных движений, умение ходить, играть с игрушками окончательно происходит на 2 – 3 году. Однако, для того чтобы выявить нарушения моторного развития у грудничков, определиться с причиной и провести своевременную терапию, следует делать профилактические осмотры как педиатру, так и неврологу на 1, 3, 6 и 12 месяцах.

Источник: http://xn----9sbajxbnz2l.xn--p1ai/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F/

Доктор онлайн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: