7 признаков эмоциональной бесчувственности | Саморазвитие, Социум | Наша Психология
Официальное определение термина бесчувственный звучит так: «лишенный способности ощущать; без чувств».
Официальное определение термина пустой: «Ничего не содержащий; не заполненный, не занятый».
Слово «бесчувственный» используется для обозначения физических ощущений, например, когда говорится о затекшей ноге. А слово «пустой» обычно применяется к физическим объектам, например: «Эта корзина пуста».
Однако оба эти слова имеют значения, не связанные с физической реальностью, и полезные для описания внутреннего опыта человека, того, насколько он счастлив и удовлетворен жизнью. Они самым тесным образом связаны с происходящим в уме человека. Оба эти слова описывают чувства, намного более распространенные, чем осознает большинство людей.
Большинство людей уделяют не много внимания своим чувствам и не станут говорить об эмоциональной бесчувственности или использовать слово «пустота» для описания своих эмоций. Но работая психологом, я множество раз видела, что люди, выглядящие совершенно благополучными внешне, внутри ощущают пустоту или бесчувственность, или то и другое.
Откуда берется бесчувственность
Эмоциональное пренебрежение (или неглект) в детстве имеет место, когда ваши родители плохо осознают ваши чувства и эмоциональные потребности в процессе вашего воспитания.
Представьте себе ребенка, растущего в семье, где его чувства по большей части игнорируются. Представьте себе, как чувства такого ребенка с течением времени фактически нейтрализуются из-за повседневного отсутствия эмоциональной поддержки и реакции взрослых.
Этот процесс, обычно (но не всегда) никак не связанный с намерениями родителей, составляет сущность эмоционального пренебрежения в детстве.
В нем — причина того, почему многие люди, в других отношениях благополучные, часто на протяжении своей жизни ощущают пустоту и бесчувственность.
Вот почему еще в 2012 году я написала книгу «Бег в пустоте: как преодолеть эмоциональное пренебрежение в детстве».
[/attention]Задача этой книги состоит в том, чтобы познакомить людей с явлением эмоционального пренебрежения в детстве, объяснить, почему оно часто проходит незамеченным, не запоминается и как оно сказывается на испытавшем его на протяжении всей жизни.
Я хочу привести здесь отрывок из книги (слегка отредактированный для большей ясности):
«Люди редко обращаются к психологу с жалобами на ощущение внутренней пустоты или эмоциональной бесчувственности.
Само по себе такое ощущение не является психическим расстройством наподобие тревоги или депрессии. Большинство людей, испытывающих его, не замечают, что оно мешает им функционировать в повседневной жизни.
Это некое общее чувство дискомфорта, отсутствия наполненности, которое может уходить и возвращаться.
Некоторые люди переживают его физически, как пустое пространство в животе или груди. У других присутствует чисто эмоциональная бесчувственность.
Это может быть некое расплывчатое чувство, что вам не хватает чего-то, что есть у всех остальных, или что вы смотрите на все со стороны. Что-то не так, но что именно, определить сложно.
Это заставляет вас чувствовать себя отделенным от других, потерявшим связь с окружающим миром, как будто вы не получаете от жизни того удовольствия, которое должно в ней присутствовать.
[attention type=red]Я обнаружила, что большинство людей, подвергшихся эмоциональному пренебрежению, из тех, кто приходит в терапию с жалобами на тревогу, депрессию или семейные проблемы, испытывают это ощущение пустоты в той или иной форме.
[/attention]Обычно пустота бывает хронической, она становится неотъемлемой и привычной частью жизни человека. Трудно бывает представить себе, что заставляет человека так себя ощущать. А причина лежит в отсутствии эмоциональной обратной связи от родителей в детстве.
Здесь я хотела бы напомнить вам, что человек так устроен, что ему необходимо испытывать эмоции. Если родители проявляют пренебрежительное отношение к эмоциям ребенка, а в дальнейшем подобное же пренебрежение продолжает проявлять сам человек, в системе происходит «короткое замыкание» и она «выходит из строя».
Представьте себе мороженое без сахара или компьютерную программу, из которой убрали некоторые основные команды. Именно так неправильно работает человеческая психика, когда из нее вытеснили эмоции.
Во многих отношениях пустота и бесчувственность хуже, чем боль. Я слышала от многих людей, что они бы лучше предпочли чувствовать хотя бы что-нибудь, чем ничего. Заметить, осмыслить и сформулировать отсутствие чего-либо очень трудно. А если вам удастся найти слова, чтобы описать переживаемую пустоту в разговоре с другим человеком, ему будет очень сложно понять вас.
Бесчувственность для большинства людей — то же самое, что ничто. А ничто — это ничто, ничего плохого и ничего хорошего. Однако с точки зрения того, как человек функционирует внутри себя, ничто — это определенно что-то. Пустота или бесчувственность — это вполне определенное чувство.
Чувство, присутствующее в человеке, то, как человек ощущает себя самого. Согласно моим наблюдениям, это чувство может быть очень сильным и интенсивным. На самом деле, оно обладает силой заставлять людей, стремящихся освободиться от него, совершать весьма экстремальные поступки».
7 признаков эмоциональной бесчувственности
- У вас иногда возникает физическое ощущение пустоты, особенно часто в животе, груди или горле (но может быть и в других частях тела).
- Иногда вам приходится делать вид, что вы испытываете радость, грусть, близость или злость. Вы понимаете, что сейчас правильно было бы переживать эти эмоции, тем не менее, вы ничего не ощущаете.
- Вы часто задаете вопрос о смысле или цели своей жизни.
- У вас возникают мысли о самоубийстве без какого-либо очевидного повода.
- Вы ищете острых ощущений. Зачастую за их поиском стоит попытка почувствовать что-нибудь.
- Вы чувствуете, что чем-то странно отличаетесь от других людей. Вас отличает отсутствие связи со своими чувствами.
Вам может казаться, что другие люди живут более насыщенной жизнью.
- Вы часто ощущаете, что смотрите на себя со стороны. Ваши эмоции должны были бы связывать вас с другими людьми, а вместо этого они отделяют вас от них.
Ощущаемая вами бесчувственность или пустота имеет вполне определенную причину, и вы не одиноки в своих переживаниях. Нечто подобное испытывают и другие люди.
Но большинству это незнакомо. И это не то, что было вам предназначено.
Эти ощущения эмоциональной бесчувственности представляют собой послание от вашего тела. Ваше тело громко заявляет о том, что что-то не так. Ведь пустое место находится там, где должны быть ваши чувства.
Замечательная новость
Что вы почувствовали, когда читали эту статью? Сильные чувства? Тревогу? Грусть? Любопытство? Безнадежность? А может быть, совсем ничего?
Что бы вы ни почувствовали, все это нормально. Я хочу обнадежить вас: ответ на ваши проблемы существует. Вам больше не придется делать вид.
Эмоциональное пренебрежение в детстве (ЭПН) хорошо поддается лечению. Оно не является заболеванием; это просто нехватка определенного опыта в детстве. Вы можете получить его теперь.
ЭПН трудно заметить или вспомнить, поэтому трудно узнать о том, что вы страдаете именно от него. Чтобы узнать, так ли это, вы можете заполнить опросник по эмоциональному пренебрежению.
Джонис Уэбб, Ph.D. — лицензированный психолог, признанный во всем мире. Ей принадлежит заслуга описания и привлечения широкого внимания к проблеме эмоционального пренебрежения в детстве; автор книги об этом «Бег в пустоте: как преодолеть эмоциональное пренебрежение в детстве»
- Источник: drjonicewebb.com/cen-tips/
- Джонис Вебб, PhD
- Перевел Кирил Меламуд
Источник: https://www.psyh.ru/7-priznakov-emotsionalnoj-beschuvstvennosti/
10 признаков расстройства психики: когда пора к психиатру?
Иногда кажется, что близкий человек сошел с ума.
Или начинает сходить. Как определить, что «крыша поехала», и вам не показалось?
В этой статье вы узнаете о 10 основных симптомах психических расстройств.
Расстройства психики: депрессия, шизофрения, болезнь Альцгеймера и другие
В народе ходит шутка: «Психически здоровых людей нет, есть недообследованные». Это означает, что отдельные признаки расстройств психики можно найти в поведении любого человека, и главное — самому не впасть в маниакальное выискивание соответствующих симптомов у окружающих.
И дело даже не в том, что человек может стать опасным для общества или самого себя. Некоторые нарушения психики возникают как следствие органического поражения мозга, которое требует немедленного лечения. Промедление может стоить человеку не только психического здоровья, но и жизни.
Некоторые симптомы, напротив, иногда расцениваются окружающими как проявления плохого характера, распущенности или лени, тогда как на самом деле они являются проявлениями болезни.
В частности, депрессию многие не считают болезнью, требующей серьезного лечения. «Соберись! Хватит ныть! Ты слабак, тебе должно быть стыдно! Прекрати копаться в себе и все пройдет!» — так увещевают больного близкие и знакомые. А ему нужна помощь специалиста и длительное лечение, иначе не выкарабкаться.
[attention type=green]Наступление старческой деменции или ранние симптомы болезни Альцгеймера тоже могут принимать за возрастное снижение интеллекта или дурной характер, а на самом деле пора начинать искать сиделку для присмотра за больным.
[/attention]Как же определить, стоит ли беспокоиться за родственника, коллегу, друга?
Астенический синдром
Это состояние может сопровождать любые расстройства психики и многие из соматических заболеваний. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Нередко астении сопутствуют нарушения сна.
Навязчивые состояния
В широкий спектр навязчивостей входит множество проявлений: от постоянных сомнений, страхов, с которыми человек не способен справиться, до непреодолимого стремления к чистоте или совершению определенных действий.
Под властью навязчивого состояния человек может по несколько раз возвращаться домой, чтобы проверить — выключил ли он утюг, газ, воду, закрыл ли дверь на ключ. Навязчивый страх несчастного случая может заставлять больного выполнять некоторые ритуалы, которые, по убеждению страдальца, могут отвести беду.
Если вы замечаете, что ваш знакомый или родственник часами моет руки, стал чрезмерно брезглив и все время боится заразиться чем-либо — это тоже навязчивость.
Стремление не наступать на трещины на асфальте, стыки плитки, избегание определенных видов транспорта или людей в одежде определенного цвета или вида — тоже навязчивое состояние.
Изменения настроения
Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности или греховности, о смерти тоже могут оказаться симптомами болезни. Обращать внимание следует и на другие проявления неадекватности:
- Неестественное легкомыслие, беззаботность.
- Дурашливость, не свойственная возрасту и характеру.
- Эйфорическое состояние, оптимизм, не имеющий под собой оснований.
- Суетливость, говорливость, неспособность концентрироваться, сумбурное мышление.
- Завышенная самооценка.
- Прожектерство.
- Усиление сексуальности, угасание естественной стыдливости, неспособность сдерживать сексуальные желания.
Необычные ощущения: сенестопатии
У вас есть повод для беспокойства, если ваш близкий начинает жаловаться на появление необычных ощущений в теле. Они могут быть крайне неприятными или просто раздражающими.
Это ощущения сдавливания, жжения, шевеления «чего-то внутри», «шуршания в голове».
Иногда такие ощущения могут быть следствием вполне реальных соматических болезней, но нередко сенестопатии свидетельствуют о наличии ипохондрического синдрома.
Ипохондрия
Выражается в маниакальной озабоченности состоянием собственного здоровья.
Обследования и результаты анализов могут говорить об отсутствии заболеваний, но больной не верит и требует все новых обследований и серьезного лечения.
Человек говорит почти исключительно о своем самочувствии, не вылезает из клиник и требует отношения к себе, как к больному. Ипохондрия нередко идет рука об руку с депрессией.
Иллюзии
Не нужно путать иллюзии и галлюцинации. Иллюзии заставляют человека воспринимать реальные объекты и явления в искаженном виде, тогда как при галлюцинациях человек ощущает то, чего в действительности не существует.
Примеры иллюзий:
- узор на обоях кажется сплетением змей или червей;
- размеры предметов воспринимаются в искаженном виде;
- стук капель дождя по подоконнику кажется осторожными шагами кого-то страшного;
- тени деревьев превращаются в ужасных существ, подползающих с пугающими намерениями и т. д.
Галлюцинации
Если о наличии иллюзий посторонние могут и не догадываться, то подверженность галлюцинациям может проявляться более заметно.
Галлюцинации могут затрагивать все органы чувств, то есть быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, обонятельными и общими, а также комбинироваться в любом сочетании.
Больному все, что он видит, слышит и чувствует, кажется совершенно реальным. Он может не верить, что всего этого не чувствуют, не слышат, не видят окружающие.
[attention type=yellow]Их недоумение он может воспринимать как заговор, обман, издевательство, раздражаться на то, что его не понимают.
[/attention]При слуховых галлюцинациях человек слышит разного рода шум, обрывки слов или связные фразы. «Голоса» могут давать команды или комментировать каждое действие больного, смеяться над ним или обсуждать его мысли.
Вкусовые и обонятельные галлюцинации часто вызывают ощущение неприятного свойства: отвратительного вкуса или запаха.
При тактильных галлюцинациях больному кажется, что его кто-то кусает, трогает, душит, что по нему ползают насекомые, что некие существа внедряются в его организм и там передвигаются или поедают тело изнутри.
Внешне подверженность галлюцинациям выражается в разговорах с невидимым собеседником, внезапном смехе или постоянном напряженном прислушивании к чему-то. Больной может все время стряхивать с себя что-то, вскрикивать, осматривать себя с озабоченным видом или спрашивать окружающих, не видят ли они чего-то на его теле или в окружающем пространстве.
Бред
Бредовые состояния нередко сопровождают психозы. Бред основывается на ошибочных суждениях, причем больной упорно сохраняет свою ложную убежденность, даже если налицо явные противоречия с реальностью. Бредовые идеи приобретают сверхценность, значимость, определяющую все поведение.
Бредовые расстройства могут выражаться в эротической форме, или в убежденности в своей великой миссии, в происхождении от знатного рода или инопланетян. Больному может казаться, что кто-то его пытается убить или отравить, обокрасть или похитить. Иногда развитию бредового состояния предшествует ощущение нереальности окружающего мира или собственной личности.
Склонность к собирательству или неумеренная щедрость
Да, любой коллекционер может оказаться под подозрением. Особенно в тех случаях, когда собирательство становится навязчивой идеей, подчиняет себе всю жизнь человека.
Это может выражаться в стремлении тащить в дом вещи, найденные на помойках, накапливать продукты, не обращая внимания на сроки годности, или подбирать беспризорных животных в количествах, превосходящих возможность обеспечить им нормальный уход и правильное содержание.
Стремление раздавать все свое имущество, неумеренное транжирство тоже могут расцениваться как подозрительный симптом. Особенно в том случае, когда человек не отличался ранее щедростью или альтруизмом.
Десоциализация
Есть люди, нелюдимые и необщительные в силу своего характера. Это нормально и не должно вызывать подозрений в шизофрении и других психических расстройствах.
Но если прирожденный весельчак, душа компании, семьянин и хороший друг вдруг начинает разрушать социальные связи, становится нелюдимым, проявляет холодность к тем, кто еще недавно был ему дорог — это повод для беспокойства о его психическом здоровье.
Человек становится неряшливым, перестает следить за собой, в обществе может начать вести себя шокирующе — совершать поступки, считающиеся неприличными и недопустимыми.
Что делать?
Очень трудно принять правильное решение в том случае, когда возникают подозрения в нарушении психики у кого-то из близких. Возможно, у человека просто трудный период в жизни, и его поведение изменилось именно поэтому. Наладятся дела — и все вернется на круги свои.
Но может оказаться, что замеченные вами симптомы — проявление серьезного заболевания, которое нужно лечить. В частности, онкологические заболевания мозга в большинстве случаев приводят к тем или иным психическим нарушениям. Промедление с началом лечения может стать в этом случае фатальным.
Вовремя нужно лечить и другие болезни, но сам больной может не замечать происходящих с ним изменений, и только близкие смогут повлиять на положение дел.
Однако есть и другой вариант: склонность видеть во всех окружающих потенциальных пациентов психиатрической клиники тоже может оказаться расстройством психики. Прежде чем вызывать скорую психиатрическую помощь для соседа или родственника, попробуйте проанализировать собственное состояние. Вдруг начинать придется с себя? Помните шутку про недообследованных?
«В каждой шутке есть доля шутки» ©
Источник: https://formulazdorovya.com/1118822618460850754/10-priznakov-rasstrojstva-psihiki-kogda-pora-k-psihiatru/
Психологические проблемы: что это, какие бывают трудности у людей
Люди, которые при первых признаках простуды или небольшой царапине спешат к врачу, часто не обращают внимания на симптомы заболеваний другого типа — психологических.
Они развиваются постепенно и приводят к опасным последствиям. Причиной их становятся психологические проблемы. Преодолеть трудности можно, но сначала необходимо определить их истинную причину.
В этом помогут средства современной психотерапии.
Понятие и суть
В психологии понятие «проблема» имеет несколько значений. Чтобы выделить трудности, имеющие психологический характер, нужно ориентироваться на корень их возникновения. У психологической проблемы он внутренний: связан с представлением человека о мире, самом себе, межличностных взаимодействиях.
Психологические проблемы часто имеют неявные симптомы и мешают реализации в нескольких жизненных сферах. Можно выделить 4 основные зоны, которые затрагивают психологические проблемы:
- Индивидные трудности. Тесно связаны с телесностью. Человек, имеющий расстройства в этой сфере, часто имеет проблемы с физическим здоровьем. У него есть явные или мнимые изъяны во внешности, сексуальная дисфункция, возможна инвалидность или хроническое заболевание.
- Субъектные трудности. Связаны с выполнением целенаправленных действий. Люди, имеющие проблемы в этой сфере, имеют слабую волю, низкий уровень интеллекта, у них недостаточно мотивации для саморазвития. Субъектные проблемы не только ограничивают возможности, но и мешают искать пути выхода из сложных ситуаций.
- Личностные трудности. Препятствуют человеку быть полноценным членом общества, участвовать в социальной жизни. У таких людей заниженная самооценка, они не чувствуют себя частью группы.
- Индивидуальные трудности. Связаны с самореализацией. Самый сложноосознаваемый тип проблем, поскольку тяжело поддается описанию и классификации. К таким проблемам относятся страхи, связанные с жизненными потерями: внезапная смерть близких, заболевания, ощущение пустоты, потеря смысла жизни.
Психологические проблемы есть практически у каждого человека, но уровень психологической грамотности остается низким. Часто человек проживает с проблемой всю жизнь, не догадываясь, что от нее можно избавиться. Поэтому важно уметь замечать симптомы и вовремя от них избавляться.
Психосоматика
На первый взгляд, психическое здоровье не оказывает особого влияния на физическое состояние.
Пациенты, приходя на прием к врачу, описывают только физические симптомы, не упоминая о психологических трудностях. Врач не может правильно поставить диагноз, лечение затягивается и не дает результатов.
Физические проявления болезни не уйдут, пока не будет устранена истинная причина — психологическая.
Чтобы понять, как нервное напряжение влияет на организм, нужно открыть анатомический атлас. Все органы связаны и объединены двумя системами: кровеносной и лимфатической. В норме все процессы функционируют непрерывно: с кровью в организм поступают питательные вещества, а вместе с лимфатической жидкостью они выводятся из организма.
Но если психологическое равновесие нарушено, возникает нервное напряжение. Мозг, как внутренний менеджер, запускает механизм выживания, заставляющий надпочечники вырабатывать гормон стресса.
[attention type=red]В ситуации реальной опасности это придает человеку сил, чтобы убежать или вступить в сражение. Психологическая проблема не воспринимается, как объективная опасность, человек остается напряженным и избыток гормонов не расходуется.
[/attention]Постепенно гормон стресса вмешивается в работу головного мозга, пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.
Соматическое проявление болезни — наличие симптомов при отсутствии физиологической причины. Блуждающие боли, мышечные спазмы, отеки, мигрень, внезапный приступ аллергии — все эти признаки могут быть соматическими. Если анализы и УЗИ не помогли найти причину недомогания, нужно обратиться к психологу.
Виды
Сложно составить единую классификацию психологических трудностей: их слишком много и часто они специфические. Наиболее распространенные проблемы:
- Проблемы коммуникации. К ним относится чувство одиночества, неумение налаживать контакты с другими людьми, боязнь людей, общения. В запущенных случаях проблемы коммуникации лишают человека всех возможностей развития: в отношениях, работе, личной жизни.
- Возрастные кризисы. Наиболее известны проблемы подросткового кризиса: агрессия, перепады настроения, склонность к асоциальному поведению. Кризисы сопровождают человека всю жизнь. Зная об этом, переносить их легче.
- Семейные проблемы. Распространенный тип психологических трудностей, который влияет на другие жизненные аспекты. Детско-родительские отношения определяют цели и стремления человека, даже если он отрицает это. Решение проблем внутри семьи обычно требует долгой терапии и сопряжено с сильными эмоциональными переживаниями.
- Проблемы отношений с противоположным полом. К ним относятся и эмоциональные, и сексуальные расстройства, боязнь отношений.
- Проблемы индивидуального развития. К ним относятся проблемы, которые спровоцировала внешняя обстановка. У человека, выросшего в традиционной семье, уровень доверия к миру высокий, а тревожность низкая, у человека из дисфункциональной неполноценной семьи — наоборот.
Однозначно определить, какая именно проблема является основной, невозможно. Это всегда комплекс причин, влияющих на человека. И устранять их нужно также комплексно, иначе симптомы будут постоянно возвращаться.
Причины возникновения трудностей
Психологическая проблема — реакция психики на внешнюю среду, и искать причину стоит не в человеке, а в его окружении. Факторы, затрудняющие адаптацию:
- Ошибки в воспитании. Слишком сильный родительский контроль также опасен, как и безразличие. В первом случае ребенок лишается ощущения себя как самостоятельной личности. Во втором — не может доверять родителям, чувствует себя ненужным и одиноким.
- Завышенные ожидания. Если в своих мечтах человек успешный, а в реальности реализовать себя ему не удается, у него развивается нарциссическое расстройство. Оно часто развивается у подростков, становится причиной наркологической зависимости, агрессии, потери связи с реальностью.
- Пребывание в опасной ситуации. Когда человек попадает в ситуацию, несущую реальную угрозу жизни (например, в зону военных действий), психика мобилизует все ресурсы и быстро истощается. Если из ситуации удается выйти, развивается ПТСР — расстройство, при котором человек повторно проживает эмоции, которые испытывал во время опасности. Без лечения это может привести к развитию паранойи, шизофрении.
Поиском причины появления проблем должен заниматься психолог. Если он обнаруживает запущенное расстройство, может понадобиться медикаментозное лечение. Этим уже занимается психиатр.
Типичные симптомы
Симптоматика психологических проблем обширна. Появление одного симптома еще не говорит о наличии проблем, но совокупность 3 и более признаков должно насторожить. Типичные признаки:
- головные боли;
- тошнота, появляющаяся по утрам, отвращение к еде;
- вздутие живота, запор;
- покалывание в пальцах;
- частые вирусные заболевания (простуда, герпес)
- тремор рук, ломота костей, как при гриппе;
- сильный зуд, желание вымыть руки;
- повышенная потливость;
- резкое похудение или набор веса;
- учащенное сердцебиение;
- кашель и боль в горле без других симптомов ОРЗ;
- энурез (особенно у дошкольников);
- сильное чувство голода, постоянное переедание;
- чувство усталости без видимой причины;
- проблемы с потенцией, отсутствие сексуального интереса.
Отдельно стоит выделить паническую атаку, как уникальный комплекс симптомов, свидетельствующих о наличии психологической проблемы. Паническая атака — продолжительное (от нескольких минут до нескольких часов) состояние дискомфорта, при котором больной переживает ряд неприятных ощущений:
- холод в конечностях, зуд, «мурашки»;
- затрудненное дыхание, боль в груди;
- дезориентацию, ощущение «сна наяву»;
- приступ слабости;
- головокружение, обморок.
Паническая атака, как и другие симптомы, появляются внезапно. Поначалу они случаются редко, потом частота проявлений возрастает. Если удалось установить, что причина — психологическая, а не физиологическая, для ее устранения потребуется особое лечение.
Диагностика состояния психики
Определить причину психологической проблемы можно только при личной консультации со специалистом. Психологи используют несколько способов поиска:
- Беседа. С нее начинается диагностика. Найти проблему при первом разговоре обычно не удается, но психолог отмечает, о какой сфере жизни клиент говорит неохотно, и далее работает с ней.
- Тесты. Различные опросники, графические методики, тесты свободного выбора помогают выявить скрытые переживания, оценить мировоззрение.
- Наблюдение. Проводится в рамках стационара, приемного кабинета или смоделированной проблемной ситуации. Психолог наблюдает, как человек ведет себя, как разговаривает, жестикулирует, в какой позе стоит или сидит. Жесты почти невозможно контролировать, и по ним можно узнать о самовосприятии и мировосприятии человека.
- Гипноз. Если пациент скрытен, психолог вводит его в состояние гипноза. Это позволяет выявить подавленные воспоминания, добраться до переживаний, которые пациент игнорирует.
Выявив, что послужило причиной развития проблемы, психолог подбирает подходящее средство терапии:
- консультации (индивидуальные и групповые);
- терапевтические игры;
- тонизирующие и релаксационные упражнения;
- средства арт-терапии, творческие упражнения, лечение цветом и звуками;
- сказкотерапию, ведение записей.
Продолжительность лечения и необходимость более серьезных средств подбирается индивидуально. Параллельно психолог занимается просвещением, повышая уровень осознанности пациента.
Как не допустить развития психических расстройств?
Люди подвержены стрессу в разной степени, но даже самые стойкие нуждаются в регулярной «перезагрузке». Для профилактики развития психологических проблем можно использовать:
- Короткие медитации. Это настоящий феномен в сфере психологии: достаточно 5–7 минут в день, чтобы ощутить результат. Медитация — это самосозерцание. Нужно просто закрыть глаза и глубоко дышать, не обращая внимания на окружающий шум. Медитация поможет восстановить силы во второй половине рабочего дня и снять усталость вечером. Практики уверяют, что она помогает дольше не стареть и сохранять ясность ума.
- Заземление. Близкая к медитации техника, но глаза закрывать не нужно. Необходимо сосредоточить взгляд на каком-нибудь красивом предмете. Например, смотреть на цветок или картину. Нужно стараться не допускать возникновения посторонних мыслей, думая только о выбранном предмете.
- Ведение дневника. Записывание прожитых событий и впечатлений помогает их переосмыслить и не зацикливаться на негативных эмоциях.
- Утренние страницы. Метод, избавляющий от навязчивых мыслей. Нужно сразу после пробуждения написать 5–10 страниц, записывая все, что придет на ум.
- Водные процедуры. Мытье — это не только гигиена. Доказано, что вода успокаивает и заряжает бодростью. После сложного дня или неприятного события нужно принимать ванну или душ.
Также профилактикой психологических проблем будет ведение здорового образа жизни: достаточный уровень физической активности, правильное питание, соблюдение водного баланса. Это важно и для молодежи, и для людей пожилого возраста.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/problemy.html
Психо-эмоциональные нарушения
Психоэмоциональные нарушения – группа психических расстройств и отдельных патопсихологических симптомов, которые проявляются усилением, неадекватностью, чрезмерной лабильностью или тугоподвижностью эмоций.
К аффективным расстройствам, сопровождающимся такими нарушениями, относятся депрессия, мания, апатия, повышенная раздражительность и другие. Диагностика проводится клиническими методами, с помощью психодиагностических опросников, проективных тестов.
Лечение предполагает прием медикаментозных средств (антидепрессантов, транквилизаторов), сеансы психотерапии.
Эмоции – психические состояния, отражающие отношение человека к происходящим событиям, к людям и самому себе.
Эмоциональные реакции складываются из трех компонентов: ощущение переживания, изменение физиологических процессов и появление внешних выразительных комплексов.
Другими словами, человек чувствует эмоцию (радость, злость, страх, печаль), испытывает изменения в работе организма (потоотделение, сердцебиение) и выражает свое состояние при помощи мимики, жестов.
Эмоциональные состояния приобретают патологический характер, когда их продолжительность, интенсивность и содержание не соответствуют ситуации, приносят физический и психологический дискомфорт.
Психоэмоциональные нарушения характеризуются необоснованностью и неадекватностью аффекта, не вписываются в обычные временные рамки, мешают выполнению общественных функций, воспринимаются как болезненные или не осознаются самим человеком.
Механизм развития
В психологии выделяют две группы факторов, способствующих развитию психоэмоциональных нарушений: внутренние условия и внешние воздействия. К внутренним условиям относятся особенности когнитивной сферы: мысли, представления, фантазии. Негативная оценка событий провоцирует отрицательные эмоции.
Другой группой внутренних факторов являются психофизиологические особенности организма. Биологическая основа эмоций – нейрогуморальные процессы лимбической и диэнцефалической систем мозга, обмен серотонина, адреналина, норадреналина, дофамина.
Дисбаланс этих веществ приводит к развитию расстройств аффекта.
Реакции на внешние условия среды бывают врожденными и обусловленными. Генетически заложенные способы реагирования – страх, агрессия – являются базой для формирования более сложных эмоциональных и поведенческих паттернов.
В процессе жизни развитию аффективных нарушений способствуют процессы переживания и закрепления травматического опыта.
Повторение или частичная схожесть актуальных событий с прошлыми, вызвавшими негативные переживания, становится причиной психоэмоциональных нарушений.
Классификация
Нарушения эмоциональной сферы могут быть самостоятельными расстройствами или компонентами других психических заболеваний. Патологическое усиление эмоций проявляется увеличением их интенсивности при сохранении адекватного содержания. К этой группе расстройств относятся:
- Депрессия. В структуре депрессивных состояний доминирует пониженное настроение, подавленность. Больные ощущают тревогу, чувство неполноценности. Повседневные трудности воспринимаются ими как непреодолимые, провоцируют плач, уныние, нежелание что-либо делать.
- Мания. Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным темпом психической деятельности, усилением физической активности. Человек становится гиперактивным, суетливым, стремится к достижениям, к познанию нового, но ему не хватает концентрации внимания и целенаправленности.
- Эйфория. В эйфории у людей преобладает беспечность, повышенное настроение, инфантильность. Снижаются критические способности и серьезное отношение к ситуациям. Пассивность и чрезмерное благодушие не позволяют выполнять ежедневные обязанности.
Другим вариантом психоэмоциональных нарушений является ослабление эмоций. Вне зависимости от происходящих событий – радостных, печальных, провоцирующих агрессию – люди остаются равнодушными или испытывают слабые переживания, не соответствующие значимости ситуации. Примеры таких расстройств:
- Эмоциональное уплощение. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении происходит обеднение эмоций – они становятся однообразными, примитивными, слабовыраженными. При тяжелых вариантах сохраняется лишь некоторое проявление недовольства в ситуациях дискомфорта. Остальные события – встречи с родственниками, утрата близкого человека – не вызывают никаких эмоций.
- Апатия. Состояние апатии характерно для больных депрессией. Отмечается общее снижение всех эмоциональных реакций. Пациент безразличен к происходящему, неспособен испытывать радость, грусть, страх, злость. Часто апатия сочетается со снижением двигательной активности и абулией – патологическим безволием, невозможностью начать какое-либо действие.
При нарушениях подвижности эмоций изменяется способность человека контролировать продолжительность переживания. Это проявляется застреванием, внезапностью или быстрой неконтролируемой сменой эмоциональных состояний. Различают несколько вариантов расстройства динамического аспекта:
- Эмоциональная лабильность. При аффективной лабильности эмоции легко возникают, быстро сменяют друг друга, зависят от мимолетных внешних событий или случайных воспоминаний. Такие состояния считаются нормой в раннем детстве, когда слезы ребенка внезапно сменяются смехом, но у взрослых являются признаком эмоционального нарушения.
- Эксплозивность. Данным термином обозначают эмоциональную взрывчатость. После периода спокойствия человек внезапно демонстрирует гнев, раздражение, злость, а затем так же быстро возвращается в состояние равновесия. Во время эксплозивных вспышек возможно проявление агрессии, провокация конфликтов.
- Инертность. Синонимы инертности – застреваемость, тугоподвижность. Такие люди подолгу переживают одну эмоцию, не могут отвлечься и произвольно сменить ее, пребывают в состоянии раздражительности, тоски, озлобленности.
Наиболее яркими психоэмоциональными расстройствами являются нарушения адекватности. Неадекватные эмоциональные проявления отнесены к патологическим по содержательному критерию: то, что чувствует человек, не имеет связи с его мыслями или внешними событиями. В данную группу входят:
- Неадекватность. При эмоциональной неадекватности человек переживает и демонстрирует эмоции, которые совершенно не подходят к ситуации. Например, возникает смех в ответ на известие о гибели людей, вспышки злости при встрече с близким человеком (матерью, другом).
- Амбивалентность. У лиц с шизофренией нередко наблюдается амбивалентность переживаний – одновременное существование противоположных эмоций. Такое состояние трудно понять здоровому человеку. Внешне оно проявляется как постоянная, ничем не обусловленная смена радости и тоски, нежности и злобы, гневливости и слезливого слабодушия.
- Эмоциональная напряженность. К неадекватным переживаниям может быть отнесен беспредметный страх, немотивированная тревога, необъяснимое чувство озлобленности или недовольства собой. При таких состояниях люди находятся в эмоциональном напряжении, но не могут определить, чем оно обусловлено. Обычно они говорят: «неспокойно на душе», «внезапно душа в пятки уходит».
Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/psycho-emotional
Душевные травмы и поиск причин психологических проблем — Развитие личности
Если у нас проблемы, то самое лучшее, что мы можем сделать — это поискать причины в себе — этот мудрый совет нам дают все, включая меня. Например, если ты связалась с мужем тираном, то ищи причину в себе и устраняй ее, иначе все повторится.
Все верно, однако на этом пути нас поджидает одна неприятная ловушка, которая заключается в том, что поиски причин часто подменяются поиском оправданий.
И результаты таких поисков проблему решить не помогают, но усугубляют, вгоняя искательницу в еще большее отчаяние.
Детские травмы
Приступая к поиску причин в себе, мы обычно обращаемся к прошлому. И первая причина наших бед, которую мы находим, опирается на общеизвестное учение из психологии о том, что все проблемы берут начало в детстве.
Прочитав об этом несколько статей, мы вспоминаем зарю своей жизни, и, к своему ужасу, обнаруживаем, что отношения наши с родителями оставляют желать лучшего — они нас, бедненьких, и недолюбили, и тиранили, и манипулировали без зазрения совести… Вот мы в результате и выросли боящимися близости, с низкой самооценкой и прочим букетом душевных недугов.
Причина найдена, ура! Но что дальше? Детство-то уже прошло, его не изменить… И дальше нам остается только оплакивать свою горькую судьбу, проклинать родителей и жалеть себя.
Ничего больше это открытие нам не дает… Хотя нет, дает, и еще как! — Оно дает нам оправдание, универсальную индульгенцию на все наши прошлые, настоящие и будущие ошибки: что поделаешь, меня таким сделали, у меня детская травма…
Даже если близкие по своей вопиющей душевной черствости не будут проявлять должного уважения и сочувствия к трагедии нашего детства, делая нам соответствующую «скидку», мы можем делать это сами.
[attention type=green]Обнаруживая, что мы где-то ошиблись или поступили некрасиво, мы, вместо того, чтобы извиниться, сделать выводы и пересмотреть свои взгляды и поведение, с облегчением спишем все на злополучную детскую травму и тяжело вздохнем.
[/attention]Наедине с подушкой или бокалом мы будем лить слезы, и конечно, втайне дуться на бесчувственность близких, не понимающих и не желающих нас принимать таким, какие мы есть — травмированными. Мы можем даже себе в этом не признаваться, а просто жалеть себя…
Во что такая позиция превратит нашу внутреннюю и внешнюю жизнь? Во-первых, эта жизнь не изменится — ведь у нас нет никакой возможности что-то менять. Во-вторых, мы будем все время искать того, кто нас «поймет», а если найдем, то привяжемся к нему до зависимости.
В третьих, мы станем раздражительны, нетерпеливы — эти люди не понимают (а должны!), что я — личность особенная, мне скидка полагается пожизненно.
На этом фоне могут расцвести буйным цветом любые пороки — ведь сами-то себе мы скидку делаем, так? А значит, и спроса с нас никакого — нам можно и скандалить, и унывать, и в деструктивные отношения ввязываться. Травма же!
Если в детстве ничего криминального обнаружено не было, а проблемы таки налицо, поищем причины поближе — в предыдущих отношениях, например.
Бросил первый парень? — Вот она, травма и причина всех бед! Это он, гад такой, во всем виноват — смертельно ранил нежную девичью душу, и теперь я себя не люблю — а как тут любить, если кто-то бросил? И в созависимые отношения я вступаю тоже поэтому.
И еще я стала стервой, потому что никому теперь верить не могу. Дальше все по схеме из предыдущего пункта, только теперь в области отношений.
[attention type=yellow]Еще вариант: он меня обманул. Я была такая чистая-доверчивая, а он так хорошо притворялся принцем, что я поверила. Кто виноват? — Он, конечно! А еще моя доверчивость, которая, вообще-то, — добродетель. За эту добродетель я прямо мученица получаюсь — жертва негодяя, который ей коварно воспользовался.
[/attention]Красиво! Почти святость. И индульгенций больше. Тут даже можно уже в открытую собирать сочувствие и восхищение подруг вместе в проклятиями «козла», встретившегося на пути столь святой души: «Он тебя не стоит!» А результат? Да тот же самый… — травма опять, плюс невозможность теперь доверять никому.
Травма от деструктивных отношений с тираном
Почти то же самое происходит, когда женщина, осознав, что была или еще состоит в деструктивных отношениях, начинает себя ощущать больной, сломленной, с разрушенной душой и личностью… Тут все несколько сложнее — все эти ощущения: подавленности, разбитости, униженности, неуверенности в себе — очень реальны.
И появились они в отношениях с тираном. Появились давно и усугублялись долго. И его агрессия, насилие, оскорбления тоже реальны. Все это так.
Значит, травма тут налицо? И виноват, вестимо, он, парнокопытный! Он, злодей, специально ломал мою психику, мучил и издевался — и вот, я раздавлена, потому что не могла противостоять его дьявольскому искусству психологического садиста.
Однако, и здесь все не так однозначно, чтобы можно было законно почувствовать себя бедной жертвой, со всеми вытекающими саможалениями и индульгенциями. Вот например, человек пытается меня оскорбить и называет нехорошим словом. У него реально есть такое желание — оскорбить.
Но оскорбляться ли мне и принимать ли это слово на свой счет или нет — это уже мое решение. Если для меня важно, что он обо мне думает и непременно хочется, чтобы думал он хорошо, то его нехорошее слово уничтожает мою иллюзию его хорошего отношения. И мне больно.
От слова? — Нет, от разрушенной иллюзии и от несбывшегося желания.
А от кого зависят мои иллюзии, что он ко мне хорошо относится, и желание, чтобы это было так? От меня! Это мои собственные мечты — не более, он тут вообще ни при чем! Если я вместо этого просто приму реальность — он относится ко мне плохо, это поставит вопрос: а стоит ли с этим человеком общаться? — но никак не скажется на моей самооценке и не принесет боли. Ах, я ему верила, потому что он раньше другое пел? Ну ошиблась, значит — впредь будем лучше в людях разбираться и не верить каждому соловью. Да и верила-то ведь, если честно, потому что так хотелось верить, что проверить не догадалась…
А можно и дальше пойти и подумать — не о себе, а о нем. И тогда я увижу, что он вообще не способен ни к кому хорошо относиться, что он вообще женщин ненавидит, за людей не считает и боится. Да и себя-то не уважает… А слово это нехорошее лично ко мне вообще никакого отношения не имеет — он про всех так думает, и иначе не может. Проблемы у него, однако.
Есть у него близкий человек, который его любит, а он любовь эту ни увидеть, ни принять не может, потому что беда внутри неизлечимая… Какая тогда эмоция у меня возникнет? Жалость к нему. Может, брезгливость. И опять вопрос: а стоит ли продолжать отношения с человеком, неспособным на нормальные отношения? — Но не боль, не унижение.
Не будет тогда и травмы никакой!
[attention type=red]Получается, что будет у меня травма или нет, зависит не от происходящих со мной событий, а только от от меня — от того, как я лично эти события трактую. Это мой выбор.
[/attention]Если я эти события много лет трактовала в пользу боли и унижения, принимала на свой счет, взращивая комплекс жертвы — это стало привычкой, накопилось, дошло до того, что я уже человеком себя не чувствую… И что теперь? Прошлое-то не изменишь, его — тоже.
Плакать будем и жалеть себя? Ну вот, опять прокралось, вместо причины — оправдание… Но ведь мы взрослые люди и вполне в состоянии заменить взращенную нами же привычку на другую, например.
Что делать с травмами и проблемами?
Да, я знаю про стокгольмский синдром, когда жертва начинает оправдывать насильника и брать вину на себя. Нет, я не об этом. Вину брать на себя на себя не нужно и ответственность за его поведение тоже. Скорее, наоборот — необходимо отделить себя от него. Его нехорошее поведение — это его проблемы.
А мои реакции на него — мои проблемы, и именно за них я ответственна — перед собой причем, не перед ним. Это сложно — пожалуй, даже один из самых трудных моментов в выходе их деструктивных отношений. Но иначе никак! Пока мы обвиняем во всем кого-то, делая из него злодея, а из себя — жертву, наши проблемы только усугубляются, осложняясь ненавистью.
А ведь мы их решить хотим, правда?
Тогда придется вернуться к поиску причин в себе — причин своих ошибок, которые и создают проблемы. Когда мы предполагаем, что причины в наших ошибках, мы тем самым уже свои вклад в них, с одной стороны и избегаем обвинения себя — с другой. Ошибиться может каждый.
Найдя же причины ошибок, мы сможем их исправить. Исправить — значит, исключить повторение, поумнеть, повзрослеть. И это совсем не значит оправдаться, снять с себя ответственность за свои ошибки, обвинить кого-то или что-то.
Это совершенно разные мотивы, исходя из которых, разными будут и направления поиска, и результаты.
Итак, начнем. Я ощущаю эмоцию (гнев, боль, подавленность) — почему? — Ответим себе на этом вопрос. Если в ответе мы используем такие вещи, как:
- поиск и обвинение обидчика
- «праведный гнев» из серии: «так нельзя, так люди не поступают» (значит, мой гнев и обида законны)
- мои собственные прошлые переживания (травмы), которые вынуждают меня болезненно реагировать
- мой «характер» и нежную ранимую душу, данные по умолчанию
- мои убеждения, ожидания и мечты, которые я считаю верными, а ситуация им не соответствует
- мое воспитание, обстоятельства детства и прочие независящие от меня вещи (карма, гороскоп, лунный день)
- прочее, что мою эмоцию выставляет «законной» и естественной, а меня — невинной жертвой происков врагов или непреодолимых обстоятельств
Этовсе— ошибочное направление мысли. Так мы подменяем причины оправданиями и проблем наших не решим.
Поиск реальных причин в себе, который может помочь справиться с проблемой
Пошаговая схема поиска причин проблем примерно такая:
- Исходная точка: моя эмоция (состояние) — это мой выбор, который зависит только от меня
- Какие мои убеждения, ожидания, желания порождают эту эмоцию?
- Верны ли эти убеждения и ожидания, оправданы ли желания или это плод моей фантазии/поиск оправданий/инфантильность?
- Возможен ли другой взгляд на событие — другое отношение, другие эмоции?
- Почему я выбираю именно этот, негативный, взгляд — какие за этим выбором стоят убеждения, желания, ожидания, выгоды?
- Повторяем пп. 3-5 по кругу, пока не докопаемся до самого дна
На определённом этапе мы найдем «последнюю» причину, которая поставит нас пред каким-то выбором.
Как правило, на самом дне всех невротических проблем находится бегство от ответственности и, соответственно, необходимость решить – или ответственность принимаем и живем, как человек, или не принимаем — и все страхи остаются на месте. Впрочем, не обязательно всегда докапываться до самого «дна».
Когда вы найдете ту конечную причину, которая решает конкретную проблему, вы это узнаете сразу. Там такая «эврика» наступает, озарение: «Так вот оно в чем дело!» Рядом всегда стоит какой-то выбор ценностный – что-то принять, от чего-то отказаться.
Проверка результата проста. Если мы докопались до реальной причины и ее разрешили, все симптомы «травмы» пропадают. Нам даже странно становится — как можно было бояться, как можно было испытывать такие эмоции по пустячному поводу? Вы даже вспомнить эти эмоции не сможете ярко.
Если же симптомы возвращаются, эмоции возникают (включая желание сбежать, забыть или физическое недомогание, связанное с проблемой), то значит, мы где-то невольно слукавили – не нашли конечную причину или не сделали выбор. Так бывает часто — соблазн себя обмануть, сбежав от трудного решения, силен, и мы это делаем иной раз невольно.
Ругать себя за это не надо. Просто все заново проходим, глубже копаем – пока не получится.
Несколько статей по работе с чувствами, мечтами и убеждениями:
Схематичный пример выбора и приятия ответственности
Положим, в детстве наши родители были бедны и не покупали нам столько мороженого, сколько хотелось. Мы выросли в хронической нехватке мороженого и теперь все время его хотим. При этом мы продолжаем надеяться и ждать, что кто-то нам его «докупит» и страдаем, когда этого не происходит. Мы застряли в детстве.
Однако, мы уже взрослые — а это значит, что мы можем и должны заботиться о себе сами. Мы можем принять, что детство было такое, какое было, но оно прошло. Все, ушел поезд — хватит быть ребенком. Если сейчас мы реально хотим мороженого — мы можем пойти и купить себе его, хоть целую коробку.
Сами! Правда, не факт, что на самом деле мороженого хотим мы, а не тот недокормленный ребенок — мы-то, может, совсем уже не мороженого хотим, а сумочку новую…
[attention type=green]Почему же нам так хочется оставаться ребенком, мечтающем о мороженом? Не потому ли, что смертельно не хочется принимать уже взрослую ответственность за себя, не хочется заботится о себе самой? Это трудно — думать надо, выбирать, решать, делать… Ждать от других проще, страдать — тоже проще. Ничего делать и решать не надо.
[/attention]Вот оно — бегство от ответственности! И выбор наш сейчас между тем, чтобы оставаться ребенком, и тем, чтобы принять, наконец, на себя эту неприятную ответственность — вступить во взрослую жизнь, где мы сами о себе заботимся, а не ждем этого от других. Только мы сами можем сделать этот выбор.
И пока мы его не сделаем, все наши проблемы останутся с нами, скольких бы злодеев мы в них не обвиняли и какие бы душевные травмы в себе не нашли.
© Надежда Дьяченко
Источник: https://myempeiria.ru/lichnost/dushevnye-travmy-i-poisk-prichin-psixologicheskix-problem/